СЮЖЕТ
КАДРЫ
ФОТОГРАФИИ
ССЫЛКИ
АКТЕРЫ
МУЗЫКА К ФИЛЬМУ
  >

Сюжет / История создания

Предыдущая Следующая


Французский критик Анри Шапье справедливо писал в «Комба», что Жерар Ури сделал фильм-пародию на картины типа «Джеймс Бонд», фильм, который ускользает от повседневного «реализма», но вместе с тем не противоречит нашим представлениям о действительности.

Во многих сценах фильма — в сцене на совещании в квартире Мозга, когда леопард разрушает аквариум, на загородной вилле конкурента, когда надувные стулья начинают метаться по бассейну, в сцене самого ограбления и затем в эпизоде со статуей Свободы, увозимой в США на теплоходе «Франция», — царит выдумка, вкус и почти детская любовь к кинотрюкам. Этот фильм — паломничество к истокам бурлеска, дань мастерам немого кино и французскому фольклору.

Весьма строгий квалифицированный критик Баронсели из газеты «Монд» писал, что «зритель обнаруживает в картине хорошее настроение, изящество и тысячу невероятностей, присущих развлечению, придуманных для одного удовольствия». Прибавьте сюда блестящую игру Бурвиля, Бельмондо и Найвена, и тогда можно спокойно сказать — фильм «Мозг» недаром стоит в реестре показателей посещаемости журнала «Фильм Франсе» на первом месте.

Чтобы понять заслуги Ури, достаточно сравнить его фильмы с такими, например, поделками, как серии приключений Фантомаса. Легкость восприятия тут доведена до предела — нет не только никакой мысли, но даже фабулы.

Неуловимый преступник Фантомас совершает дерзкий грабеж («Фантомас») или похищает ученого, изобретшего новое оружие («Фантомас разбушевался»). Комиссар Жюв и журналист Фандер, каждый по-своему, борются с преступником. Сначала они оба попадаются в его лапы, затем как-то выпутываются. Следует неизбежная погоня — по суше, по морю, по воздуху. В конце концов Фантомасу удается скрыться. И... «продолжение следует». Легкость сценария под стать режиссерскому решению. Между тем в знаменитой серии романов Марселя Алена и Пьера Сувестра Фантомас, «человек без лица», выступающий под маской одного из действующих лиц или под Видом «черной маски» (синей в этих цветных фильмах), является воплощением страха — страха французской буржуазии первой четверти века перед затаенными силами, тревожившими их мещанский покой. Ален и Сувестр писали именно для мелкобуржуазной публики, для лавочников и консьержей, нуждающихся в приятном щекотании нервов. Поэтому их Фантомас всегда проигрывал в финале каждого тома,— правда, одним фактом своего существования продолжая угрожать благополучию обывателей. Фантомас романа — это и опасный сумасшедший. Если бы по заказу хана Бухары написали приключения Хаджи На-среддина, то не таким ли же сумасшедшим был бы выведен и народный герой? Фантомас романа — тоже возмутитель спокойствия.

Предыдущая Следующая

Ссылки на дружественные сайты:

e-mail

 
 
 
Сайт управляется системой uCoz