СЮЖЕТ
КАДРЫ
ФОТОГРАФИИ
ССЫЛКИ
АКТЕРЫ
МУЗЫКА К ФИЛЬМУ
 

Литература

 

Предыдущая Следующая

Перспективные «искажения» при съемке движущейся камерой

Многим, вероятно, знаком необычный экранный эффект, ког­да кажется, что высокое здание, снятое с близкой точки при вер­тикальном панорамировании, как бы поворачивается, то есть на глазах «заваливается» назад, или начинает падать в зрительный зал.

Причина этого явления схематически показана на рис. 43.

Описание: image122

Камера стоит вблизи многоэтажного дома АВ, на уровне его средней точки С. В начале съемки кадра оптическая ось объектива направлена под некоторым углом вверх, то есть нахо­дится в положении 1. При этом верхняя часть дома отстоит дальше от объектива и будет изображена в более мелком масштабе, чем нижние части, входящие в поле изображения. По причине, объясненной ранее (см. рис. 34), дом на экране будет  казатсья  «заваленным» назад. В процессе панорамирования сверху вниз оптическая ось займет положение II, горизонтальное, при котором «завал» исправится, а затем положение III, при  котором «завал» будет уже в другую сторону, в сторону зрительного зала.

Поскольку эти изменения в изображении происходят на глазах зрителя непрерывно, а зритель при этом не перемещает ни головы, ни направления зрения, то он эти изменения непроиз­вольно  и ассоциативно относит к движению объекта.

При вращении оптической оси объектива по часовой стрелке, как показано на рис. 43, зрителю кажется, что вращательно движется объект, но в противоположном направлении.

Аналогичное явление происходит и при горизонтальном па­норамировании.

Представьте себе, что рисунок 43 изображает план, то есть точка А — левый угол длинного здания, а В — правый угол. Панорамирование производится по горизонтали слева направо, то есть по часовой стрелке. Здание покажется на экране вра­щающимся против часовой стрелки.

Отметим, что менее всего подвержены этой иллюзии, кине­матографисты, потому что они воспринимают ее как некоторую привычную условность экранного видения. Наиболее сильна эта иллюзия для зрителей, видящих на экране объекты, знакомые им из повседневных наблюдений. Автору этих строк приходи­лось несколько раз беседовать со зрителями после просмотра ими на экране фильма «Москва и москвичи», в котором очень много панорамных кадров. Почти все зрители задают вопрос: «А почему кажется,, что дома поворачиваются?» На вопрос о том, какой же дом поворачивается заметнее всего, обычно сле­дуют различные ответы. Из дальнейшего разговора выясняется, что самый «вертящийся» дом — это дом, наиболее знакомый зрителю.


Предыдущая Следующая

e-mail

 
 
 

Ссылки на спонсорские ссылки:

Сайт управляется системой uCoz