СЮЖЕТ
КАДРЫ
ФОТОГРАФИИ
ССЫЛКИ
АКТЕРЫ
МУЗЫКА К ФИЛЬМУ
 
Предыдущая Следующая


При всем своем эгоцентризме и «хищном гедонизме» Туллио Эрмиль – человек страдающий. Он тоже способен переживать сильнейшие чувства – как и все люди. Он хочет любить Джулианну ради самой любви, а не ради обязанности продолжать род, которая является неотъемлемой частью морали авторитарного общества и закреплена в качестве идео­логической установки в патриархальном сознании (см. об этом в книге В. Райха «Массовая психология фашизма»). И не вина Туллио, что ему приходится прокладывать путь к индивидуальной свободе преступными средствами: он открывает окно и оставляет младенца на зимнем холоде, чтобы тот замерз и умер. Это проблема любого общества, где властвуют строгие моральные запреты.

К тому же Туллио абсолютно одинок – но не в силу негативных черт собственного характера, а в силу того, что в стремлении к свободе он значительно опередил свое время: атеист и практик свободной любви оказался один на один со всей громадой консервативного социума. Кстати, само существование такого человека, как Туллио Эрмиль, наглядно свидетельствует о том, что патриархально-религиозная система общественного устройства неуклонно движется к своему закату.

Самый главный козырь строгих моралистов, их основной довод в пользу того, что Туллио Эрмиль человек плохой и порочный, – это его одиночество и самоубийство в конце фильма.

Но не лишним будет задать и такой вопрос: а кто, собственно, окружает Туллио? И может ли он с кем-либо из этих людей ощущать себя не одиноким?..

Брат Туллио, молодой офицер Федерико Эрмиль, будучи сам хотя и не слишком ревностным, но все же католиком, как будто уважает атеистические убеждения своего брата. Но уважение это не выходит за рамки сугубой, как мы бы сегодня сказали, политкорректности. Настоящего взаимопонимания между двумя сыновьями одной матери нет.

Кажется, по-настоящему внутренне близка Туллио его любовница графиня Тереза Раффо – светская львица, которая тоже исповедует свободу в любовных отношениях. Но на поверку оказывается, что внешняя свобода, выражающаяся в экстравагантно-раскованном поведении, представляет собою всего лишь красивый антураж, за которым прячется все то же непреодоленное богобоязненное сознание, сформированное патриархальной эпохой. Во время их последнего свидания, незадолго до самоубийства героя, Туллио, порвавший всякие отношения с женой (насколько это было возможно в тогдашней католической Италии), предлагает Терезе жить теперь вместе и свободно. Тереза отвечает, что не хочет больше продолжать их связь, так как она опасается за участь своей­ души на небесах… Иными словами, эта «свободная» женщина свободна лишь внешне и то только до тех пределов, которые искусственно созданы в ее психике авторитарной моралью религии. Внешняя показная свобода Терезы Таффо не идет ни в какое сравнение с внутренней, мучительно, но необходимо достигнутой свободой Туллио.

Предыдущая Следующая

e-mail

 
 
 
Сайт управляется системой uCoz