Предыдущая Следующая
Для
того чтобы «натурщик» выполнял простейшие задачи (элементы задач) и был
избавлен от необходимости выполнения переходов с задачи на задачу, его игру
надо снимать монтажно (каждую задач у отдельным монтажным планом, а
пропущенные «переходы» заполнять показом параллельного действия).
Прибегая
к такому методу, помните, что разбитая на ряд планов «игра» не- актера
потребует сюжетного оправдания мелкого монтажа, который своим своеобразием
(своим стилем) может нарушить ритм картины.
Итак,
мы с вами можем сделать вывод: чем совершеннее мастерство актера, тем менее
«монтажно» может быть заснята его работа, т. е., работая с актером- мастером мы
будем пользовать монтаж только в целях создания монтажного образа. Работая с
актером недостаточно высокого мастерства, вам придется помогать ему монтажом. Если
вы работаете с неактером, вам придется центр тяжести решения всех задач
перенести на монтаж.
Окончательный
вывод: избегайте работать с «натурщиками», снимайте высококвалифицированных
актеров-мастеров (но помните, что мастер-режиссер снимает не только «готовых»
актеров, а создает и воспитывает новых).
С. ЭЙЗЕНШТЕЙН О МОНТАЖЕ
Из
написанного о монтаже в последние годы чрезвычайно интересна статья
режиссера — профессора, доктора
искусствоведческих наук С. М. Эйзенштейна «Монтаж 1938», помещенная в № 1 журнала
«Искусство кино» за 1939 г. Эта статья устанавливает связь кинематографического
монтажа с монтажом в других искусствах и может служить прекрасным теоретическим
руководством для режиссера, желающего детально понять и изучить искусство
монтировать как в процессе писания монтажного сценария, так и на съемках и за
монтажным столом.
В
настоящее время С. Эйзенштейн работает над курсом «Теория кинорежиссуры», в
одной из глав которого будут углублены и развиты основные положения, выдвинутые
в этой статье. Но ввиду того, что книга Эйзенштейна выйдет в свет не в самое
ближайшее время, а журнал «Искусство кино» не всегда может оказаться у вас под
руками, мы приводим полностью статью «Монтаж 1938» в виде заключения к главе
«Кадр и монтаж».
Предыдущая Следующая