Предыдущая Следующая
В этом случае
образ полковника Бороздина можно трактовать двояко:
1 По
линии сюжета: победить красных — Чапаева.
2. По
линии жизни актера: культурный цинизм умного офицера, считающего себя
«патриотом».
Если вы
сумеете определить сверхзадачу и сквозное действие одновременно и по сюжетной
линии и по линии бытия актера в данном образе, это будет лучшим решением.
ОКРУЖЕНИЕ—СРЕДА
Определив
основные задачи и действия образов сценария, вы должны подумать об их
окружении.
Чапаев,
Фурманов, Петька, Бороздин живут не в пустом пространстве. Они окружены людьми
— партизанами, казаками, офицерами, крестьянами. Они живут в домах и избах, в
поезде — окружены вещами, они действуют в природе — в поле, в лесу, днем и
ночью.
Вам
необходимо определить главные ведущие признаки различных элементов окружения
действующих лиц картины. И в первую очередь это необходимо сделать по отношению
к людям, окружающим ваших героев. Есть картины, в которых масса играет огромную
роль, и образ массы, ее сверхзадача и сквозное действие требуют своего
определения и уточнения.
ПАРТИЗАНЫ В «ЧАПАЕВЕ»
Партизаны
в «Чапаеве» могут быть разделены на две группы.
Преобладающее
большинство предано революции и героически борется с ее врагами. Обожает
Чапаева. Так же, как и Чапаев, преодолевает свои анархические привычки.
Меньшинство
партизан (примазавшиеся бузотеры) не находит в себе сил побороть анархизм и
становится врагами революции.
Теперь
сами определите задачи и основные действия казаков, офицеров, крестьян в
«Чапаеве».
Задачи
в показе обстановки и вещей «Чапаева»: русская деревня в первые годы революции;
гражданская война; фронт гражданской войны — колебания
фронта.
Определение
задач или характера обстановки действия чрезвычайно важно
для режиссера. Действие образов в
сценарии и картине неразрывно связано с обстановкой и бытом.
Развитие
образа диктует автору сценария ту или иную обстановку для действия, а
историческая правда ограничивает в известной степени выбор автора. Насколько
обстановка действия может быть использована для его развития, вы можете судить
по картине «Щорс», если вспомните сцену, в которой ординарец Боженко въезжает
верхом на лошади во дворец, и сцену объяснения Боженко с ординарцем на фоне
нарисованного всадника на картине во дворце.
Предыдущая Следующая