Предыдущая Главная
Французская критика восторженно встретила все эти картины, из которых, на наш взгляд, лишь «Американец» имеет прямое отношение к реальным проблемам жизни. Между тем даже Франсуа Морен писал в «Юманите» о них, как о фильмах, где «показывается образ жизни деревни и города, где существует манера режиссера восстанавливать и разрушать время и непосредственно и относительно, где существуют размышление и воспоминание, человечность и грусть» и т. д.
Не отрицая профессионализма авторов этих фильмов и хорошую игру актеров, мы вправе задать вопрос французским критикам: в чем они увидели социальную глубину подхода авторов к проблемам жизни в этих картинах? В том, что действительность подменяется парадоксами и циничным мироощущением авторов? Ведь история «мести» любвеобильной «невесты пирата» предельно скабрезна, а приключения украденной миллионерши — это просто глупенький водевиль. «Американец» посерьезнее, но... так ли уж стоит горевать из-за того, что ребята повзрослели, а Руан покрылся новыми строениями? И что философского в том, что некий псих живет в декорациях 20-х и 70-х годов, что он «раздвоен» и любит реальную Анжелу и женщину грез — Фелисьену?..
Многие дебютанты заведомо делают ставку на такую эротику, которая по всем нормам подходит под определение «порнография». Вот пример тому.
Париж привык к сенсациям, и когда в «Франссуар» появилась заметка о том, что писатель Ромен Гари решил лично экранизировать свой роман «Птицы улетают умирать в Перу», это не вызвало большого интереса. Однако критика была жестоко наказана автором фильма, который отомстил ей за «холодок». Созданный им фильм переплюнул самые крайние эротические выкрутасы шведского кино. Автор окончательно покончил с французским кокетством и сделал столь эротический фильм, что ошеломил даже видавших виды критиков. Впрочем, не всех. Журнал «Фильм франсе», например, нашел фильм оригинальным и заявил, что его «отличают поэзия и пластика. Этот фильм — эстетика, вплоть до любовных сцен, в которых ничто не шокирует, несмотря на его смелость». А смелость эта заключается в том, что натурально и дотошно показывается на экране и как молодую женщину насилуют трое парней и как затем она идет развлекаться в дом терпимости. Нимфомания молодой красавицы, живущей со старым, богатым и нелюбимым мужем, стала предметом подробнейшего анализа и сверхоткровенного показа. Спрашивается, зачем все это было нужно? Ведь в этом скандальном фильме нет даже самой грошовой мысли.
***
Итак, мы постарались дать некоторый обзор французского коммерческого кинематографа — кинематографа «развлекательного» или, как говорил глава Киноцентра Франции Андре Асту, — «кинозрелища». Кинематографа, который потакает вкусу зрителя, а еще чаще сам навязывает ему и воспитывает низменные вкусы. Это кино за последние годы расширилось, и оно стало синонимом не только развлекательной продукции. Очень часто и так называемые «серьезные» фильмы, внешне критикуя мелкие неполадки в буржуазном обществе, трактуют действительность буржуазного мира в приемлемых для идеологов буржуазии формах.
Коммерческое кино ловко маскируется, чтобы не оттолкнуть зрителя, ищущего в темноте кинозалов не только развлечений, и буржуазная пресса охотно помогает ему в этом, объявляя такую грязь, как фильм «Птицы умирают в Перу», или пустышки, вроде «Невесты пирата», чем-то «проблемным». Однако пустоту невозможно скрыть. Французское кино переживает затяжной кризис. Сами киноработники жалуются на ту конкуренцию, которую вызывает засилье на экранах фильмов из других стран, прежде всего из Соединенных Штатов, но... не в том ли главная причина всех бед французского кино, что оно стало прежде всего коммерческим? Что оно заведомо идет на обслуживание запросов буржуазного зрителя?
Предыдущая Главная
Ссылки на дружественные сайты: