Предыдущая Следующая
дает бесценное описание истинного преимущества человека перед остальными
живыми существами: ?В других чувствах человек уступает многим животным, а
что касается осязания, то он далеко превосходит их в тонкости этого чувства.
Именно поэтому человек есть самое разумное из всех живых существ. Это видно
также из того, что и в человеческом роде одаренность и неодаренность зависят
от этого органа чувства и ни от какого другого. Действительно люди с плотным
телом не одарены умом, люди же с мягким телом одарены умом (''О душе'', кн.
II, гл. 9)?.
Не стану утверждать решительно, но все же подозреваю, что цитату о
смехе, как и многое другое, Эко позаимствовал не у Аристотеля, а у Бахтина.
Позаимствовал ? и не удосужился проверить. Честное слово, я его прекрасно
понимаю ? ведь сам я полез в трактат ''О душе'' только в поисках контекста.
Кто я такой, чтобы проверять Бахтина? Достоевский?
8
Отсутствие театра в Средние века ? не только физический факт, но и
концептуальная неполадка. Что ж это ? было и сплыло? Лукавый Борхес отмечает
в цитированном мною произведении, что взявшемуся за дело ? комментирование
Аристотеля ? в XII веке кордовцу Аверроэсу вообще не удалось сообразить, что
такое театр. Что великий арабский мыслитель, перелопатив ''Поэтику'', так и
не понял, о чем там речь, что такое сценическая постановка, а, начав
излагать, вынужден был изобрести для трагедии и комедии прелюбопытные
определения, впрочем, по щиколотку уходящие в плоть оригинала. Борхес,
влезая в шкуру Аверроэса, справедливо отмечает, что для того, чтобы изложить
историю, даже самую хитрую, разумнее воспользоваться услугами одного
рассказчика, а не двадцати актеров. Но откуда Аверроэсу знать, что из
истории можно выжать еще что-нибудь - например, сопереживание, очищение.
''Трагедия ? искусство восхваления, комедия (или ямб) ? искусство сатиры''.
Дословно, по Стагириту, но не совсем полно. Когда-то, впрочем, так оно и
Предыдущая Следующая
|