Предыдущая Следующая
что имеется в виду, однако это обещание остается неисполненным ? остается
только гадать. В самой ''Поэтике'' слово ''катарсис'' появляется только один
раз и никак не разъясняется. Заметим, констатация неизбывности катарсиса,
гениальная сама по себе, для нас ценна вдвойне, ибо противоречит призывам
Аристотеля к эстетической умеренности и не вяжется с образом Стагирита как
теоретика-классика. К тому же из сказанного в ''Политике'' (особенно если
сравнить это со сказанным в ''Этике'') очевидно, что ничего хорошего
Аристотель в катарсисе не усматривал и никак не стал бы рекомендовать его
свободнорожденным. В самом деле: ''Флейта ? инструмент, не способный
воздействовать на нравственные свойства, а способствуюший оргиастическому
возбуждению, почему и обращаться к ней надлежит в таких случаях, когда
зрелище скорее оказывает на человека очистительное действие (katharsin),
нежели способно его чему-либо научить... Мы утверждаем, что музыкой следует
пользоваться не ради одной цели, а ради нескольких: и ради воспитания, и
ради очищения (что мы называем очищением ? этого теперь мы объяснять не
будем, а в сочинении ''О поэтике'' скажем об этом яснее)...
Энтузиастическому возбуждению подвержены некоторые люди, впадающие в него,
как мы видим, под влиянием религиозных песнопений, когда эти песнопения
действуют возбуждающим образом на душу и приносят как бы исцеление (iatreia)
и очищение (katharsis)...''
Впрочем, катарсис может быть не только вредным и опасным, но и
безобидным: ''То же самое неизбежно испытывают и те, кто подвержен состоянию
жалости и страха и вообще всякого рода переживаниям... все такие люди
получают некое очищение и облегчение, связанное с удовольствием; точно так
же песнопения очистительного характера доставляют людям безобидную
радость''. Наконец, в ''Поэтике'' катарсис снова демонстрирует свою
Предыдущая Следующая
|