Предыдущая Следующая
Моралите (moralite /франц./, moralis /лат./ – нравственный) –назидательная аллегорическая драма западноевропейского театра XV-XVI вв. Основными действующими лицами были персонажи, олицетворяющие различные добродетели и пороки, которые вступали между собой в борьбу за душу человека. Образы моралите были лишены индивидуальных характеристик и обладали наглядными деталями, по которым зритель угадывал их смысл: Скупость, одетая в лохмотья, прижимала к себе мешок с золотом, Себялюбие носило перед собой зеркало, Лесть держала в руках лисий хвост и т.д. Жанр моралите начал свое развитие с французской пьесы «Благоразумный и Неразумный» (1436 г.). Традиционные аллегорические персонажи моралите встречались в драмах эпохи Возрождения, в пьесах М.Сервантеса «Нумансия», В.Шекспира «Зимняя сказка». К XVI в. моралите как жанр прекращает свое существование в силу архаизма.
Абсурд (театр абсурда) – нечто иррациональное, лишенное смысла и логической связи с текстом. Понятие «абсурд», пришедшее из философии экзистенциализма, включает в себя то, что не находит рационального объяснения, оно отказывает человеку в философском и политическом обосновании его деятельности. Следует различать элементы абсурда в театре (как отражение абсурдности, т.е. непознаваемости жизни) и современный театр абсурда. Элементы абсурда встречаются и в античной комедии (Аристофан, Плавт), и в средневековом фарсе, и в комедии дель арте, и в «новой драме» рубежа ХIХ-ХХ вв. (А.Чехов, Л.Андреев, Л.Пиранделло). В 50-е гг. ХХ в. появляется понятие «театр абсурда» в качестве жанра или центральной темы в связи с появление пьес «Лысая певица» Э.Ионеско (1950) и «В ожидании Годо» С.Беккета (1953). Помимо алогизма диалога и сценического воплощения, абсурд подразумевает антиисторизм и недиалектизм характеров и обстоятельств в драме. Человек есть вечная абстракция, он не способен отыскать точку опоры в безысходном поиске постоянно ускользающего от него смысла. Излюбленная форма театра абсурда характеризуется отсутствием интриги и четко определенных персонажей, приоритет случайности столь силен, что пьеса кажется импровизацией. Театр абсурда отвергает всякий психологический и жестикуляционный миметизм. Фабула в абсурдистской драме ослаблена, сюжет кольцеобразен, направляет его не драматическое действие, а игра со словами, потому что философия абсурда отражает, в первую очередь, трагедию языка, проблему адекватности коммуникации. Поскольку театр абсурда возникает как антитезис классической драматургии, эпической системе Б.Брехта и т.д. нормативным драматическим структурам, его называют антитеатром.
Предыдущая Следующая
|