СЮЖЕТ
КАДРЫ
ФОТОГРАФИИ
ССЫЛКИ
АКТЕРЫ
МУЗЫКА К ФИЛЬМУ
 
Предыдущая Следующая


Я вас любил; любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем…

Или у Есенин С.А.С.А. Есенина:

Сегодня я

В ударе нежных чувств.

Я вспомнил вашу грустную усталость:

И вот теперь

Я сообщить вам мчусь,

Каков я был

И что со мною сталось!

Минувшее возвращает в настоящее время память, поэт-лирик всегда говорит о незабываемом и непреходящем.

Эпос и лирика различаются как по типу речевой организации, так и по эмоциональному состоянию автора или героя, запечатленному в тексте.

Рассматривая эпос на примере гомеровских поэм, известный филолог и лингвист прошлого века Потебня А.А.А.А. Потебня дал следующую характеристику эпического творчества: «Эпос - perfectum. Отсюда спокойное созерцание, объективность (отсутствие другого личного интереса в вещах, изображаемых в событиях, кроме того, который нужен для возможности самого изображения). В чистом эпосе повествователя не видно. Он не выступает со своими размышлениями по поводу событий и чувствами (сравни лиро-эпические поэмы Байрона и другие). Не певец - поэт любит родину, а изображенный им Одиссей, который хочет увидеть дым родины, хотя бы затем умереть. Певец вполне скрыт за Одиссеем. Фиктивная вездесущность Гомера»Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976. С. 440..

В Лирикалирике ученый отмечает единство переживания и познания, обращает внимание на способы выражения переменчивых эмоциональных состояний души: «Лирика - praesens. Она есть поэтическое познание, которое, объективируя чувство, подчиняя его мысли, успокаивает это чувство, отодвигая его в прошедшее и таким образом дает возможность возвыситься над ним.

Лирика говорит о будущем и прошедшем (предмете, объективном) лишь настолько, насколько оно волнует, тревожит, радует или отталкивает. Из этого вытекают свойства лирического изображения: краткость, недосказанность, сжатость, так называемый лирический беспорядок»Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976. С. 440..

А.С. Пушкин в письме к Вяземский П.А.П.А. Вяземскому, посланном из Михайловского в ноябре 1825 г., сделал откровенное признание: « Никого так не любишь, никого так не знаешь, как самого себя. Предмет неистощимый»Пушкин-критик. М., 1978. С. 121-122.. Действительно, в лирике один герой-автор, способный к бесчисленным перевоплощениям, но вместе с тем и самонаблюдениям. Лирическое произведение всегда являет собой «Стихотворение на случай». Это утверждал И.В. Гете, с ним солидаризировались его единомышленники и даже оппоненты, согласные с тем, что эмоциональный отклик на случившееся инициирует лирику. Лирическая поэзия вследствие этого естественна и подобна экспромту.

Предыдущая Следующая

e-mail

 
 
 
Сайт управляется системой uCoz