Предыдущая Следующая
Усилить
перспективу, создать впечатление более стремительного темпа движения можно, не
прибегая к изменению действия или изменению декорации; для этого необходимо
лишь приблизить точку съемки к переднему плану и применить объектив более
короткого фокусного расстояния.
Наметим иную
начальную композицию кадра, сохранив прежнюю конечную композицию (см. рис.
42). В данном случае мы говорим о сохранении композиции в смысле крупности плана,
так как сохранение композиции во всех элементах невозможно, раз изменяется
точка съемки.
В начальной
композиции «уменьшение» равно 250, в конечной — 70. Длина прохода составит
250—70=180 фокусных расстояний. Следовательно, f==28 мм. Точка съемки должна находиться
от переднего плана на расстоянии 2 метров.
Перспективные
изменения в кадре, или явления кинетической перспективы, становятся еще ощутимее, если кадр снят камерой, движущейся вдоль оптической оси, то есть в случаях
«наездов» (движение камеры вперед) и «отъездов» (движение камеры назад).
По аналогии с
примерами, приведенными выше, легко заключить, что чем короче фокусное расстояние объектива,
примененного при съемке «наездом» или «отъездом», тем быстрее во времени
происходят масштабные (перспективные) изменения и движение ощущается как более
быстрое.
Как
и в предыдущих
примерах, дело в том, что скорость кажущегося движения (на экране) мы можем характеризовать числом фокусных расстояний, пройденных за единицу времени, тогда как скорость фактического (физического) движения
характеризуется числом линейных единиц, проходимых за единицу времени. Так,
если тележка с камерой движется вдоль оптической оси со скоростью 4 м/сек, то
при объективе f
= 100 мм она в секунду проходит 40 фокусных расстояний, а
при объективе
f = 50 мм — 80 фокусных расстояний, и,
следовательно, на экране во втором случае движение будет
казаться в два раза быстрее, чем в первом.
Наиболее яркое
выражение кинетической перспективы-,, наблюдается, если при съемке «наездом» или «отъездом» снимаемый предмет также движется в направлении,
противоположном движению камеры (например, съемка приближающегося из глубины поезда со встречного поезда).
Предыдущая Следующая