Предыдущая Следующая
Перспективные «искажения» при съемке
движущейся камерой
Многим, вероятно,
знаком необычный экранный эффект, когда кажется, что высокое здание, снятое с
близкой точки при вертикальном панорамировании, как бы поворачивается, то есть
на глазах «заваливается» назад, или начинает падать в зрительный зал.
Причина этого
явления схематически показана на рис. 43.
Камера стоит вблизи
многоэтажного дома АВ, на уровне его
средней точки С. В начале съемки кадра оптическая ось объектива направлена под
некоторым углом вверх, то есть находится в положении 1. При этом верхняя часть дома отстоит дальше от объектива и будет изображена в более мелком
масштабе, чем нижние части, входящие в поле изображения. По причине,
объясненной ранее (см. рис. 34), дом на экране будет казатсья «заваленным»
назад. В процессе панорамирования сверху вниз оптическая ось займет положение
II, горизонтальное, при котором «завал» исправится, а затем положение III, при котором
«завал» будет уже в другую сторону, в сторону зрительного
зала.
Поскольку эти изменения в изображении
происходят на глазах
зрителя непрерывно, а зритель при этом не
перемещает ни головы, ни направления зрения, то он эти изменения непроизвольно и ассоциативно относит к движению объекта.
При вращении
оптической оси объектива по часовой стрелке, как показано на рис. 43, зрителю
кажется, что вращательно движется объект, но в противоположном направлении.
Аналогичное явление
происходит и при горизонтальном панорамировании.
Представьте себе,
что рисунок 43 изображает план, то есть точка А — левый угол длинного здания, а
В — правый угол. Панорамирование производится по горизонтали слева направо, то
есть по часовой стрелке. Здание покажется на экране вращающимся против часовой
стрелки.
Отметим, что менее
всего подвержены этой иллюзии, кинематографисты, потому что они воспринимают
ее как некоторую привычную условность экранного видения. Наиболее сильна эта
иллюзия для зрителей, видящих на экране объекты, знакомые им из повседневных
наблюдений. Автору этих строк приходилось несколько раз беседовать со зрителями
после просмотра ими на экране фильма «Москва и москвичи», в котором очень много
панорамных кадров. Почти все зрители задают вопрос: «А почему кажется,, что дома
поворачиваются?» На вопрос о том, какой же дом поворачивается заметнее всего,
обычно следуют различные ответы. Из дальнейшего разговора выясняется, что
самый «вертящийся» дом — это дом, наиболее знакомый зрителю.
Предыдущая Следующая