Предыдущая Следующая
Великая Анна Маньяни царит в картине и в каждом ее кадре, таком узнаваемом для человека, видевшего не только современное голливудское "мыло", но и "мыло" соцреализма, и не просто царит, а натурально переживает катарсис чуть ли не в каждом эпизоде. (Оттого, может быть, финальные, горькие слезы стареющей женщины у разбитого корыта иллюзии у сегодняшнего зрителя катарсиса не вызывают, но и сочувствия мы не утрачиваем.) Это для нее, величайшей драматической актрисы мирового кино, естественно. Но при том каждая эпизодическая роль в фильме, каждый шарж даны поразительно живо, выпукло. Люди и человечки, населяющие Рим 1951 года, совершенно правдоподобны и неистребимы. Такие мы были, такие мы и есть: сошедшие в тираж второстепенные старые актрисы, с нахальством молодых звезд пожирающие на чужих бедных кухнях последние съестные припасы, мальчишки, не скрываясь подглядывающие за переодевающимися, немолодыми, но еще красивыми женщинами (Маньяни было уже сорок три, когда она снималась в этой роли), хлыщеватые бабники-прохиндеи, всегда готовые и на сделки с совестью, и на преступления, привередливые пациентки изработавшихся медсестер, пациентки, у которых ничего не болит, кроме живота от обжорства, соседки-сплетницы, влезающие в наши спальни, как в собственный клозет...
Этот контраст, в котором сталкиваются мир, какой он есть, и героиня, хоть от мира сего, но не такая же, как мы, - особенная, столь выразителен и заразителен, что позволяет Висконти натурально оживить всех его участников. Более того - все они представляются совершенно живыми и сегодня, а ведь мы пересматриваем картину, снятую более полувека назад.
Впрочем, чего ж тут долго говорить - классика, одно слово.
Но - классика, которую мало кто смотрит, к сожалению, классика, о которой широкий зритель сегодня почти забыл, как мало кто читает старые книги о старом кино. А между тем в них можно многое почерпнуть.
Я говорю это потому, что хочу закончить свой отклик цитатами из таких замечательных книг прежних лет (Лукино Висконти: Статьи. Свидетельства. Высказывания. М.: Искусство, 1986; Л. Алова, О. Боброва. Анна Маньяни и ее роли. М.: ВТПО "Киноцентр", 1990).
Предыдущая Следующая
|