Предыдущая Следующая
Популярность — несмотря на трудность формализации распространенного понятия, приходится дифференцировать его от востребованности и кассовости. Жанровая адресность в связи с функциональной дифференциацией искусства вынуждает разделять два типа популярности — скрытую или интраверсивную и открытую или экстраверсивную. Любое зрелище первоначально предназначено для общего просмотра и группового восприятия, сопряженного с индукцией кооперативных эффектов психики. Так, трагедия для античного общества имела такое же консолидирующее значение, как для современного российского — информационно–аналитическая публицистика, только существенно большее количественно из-за отсутствия многих альтернативных форм искусства. После возникновения новое направление искусства вплоть до жанра дифференцируется и детализируется, одновременно происходит процесс индивидуализации восприятия: для одних людей потребность в искусственной виртуальной или отображенной реальности определяется возможностью возврата к общению и интеграции в свою часть структурированного общества, для других — напротив, уходом во внутренний иллюзорный мир. Зависит это от интравертированности или экстравертированности личности в сочетании с жанром и многих других причин, связанных с болезнями общения.
Понятие популярности в современном телевидении не существует без понятия рейтинга и чаще всего замещается им. Рейтинг исчисляется в социологических процедурах. Фактически рейтинги более или менее адекватно отражают популярность в пределах каждой из двух ее форм.
Психологические основы дифференциации жанров — из этой неисчерпаемой темы мы выборочно коснемся существенных для данного текста моментов. В некотором смысле можно сказать, что жанры происходят друг от друга, и это, как уже было упомянуто, роднит жанры творчества с биологическими видами. Генетическая взаимопреемственность жанров есть отражение живого творчества реальных людей. Людям тесно вне разнообразия в остром желании отличаться друг от друга, стремлении заявить о себе и своем неповторимом «я». Но за основу обычно берется что-то уже устоявшееся или по крайней мере известное. «Новое», будь то вид или жанр, легко заявляют о себе на арене истории, но завершение процесса — стабилизация и долгая жизнь de novo возникшей формы (таксона) — определяется уже не автором, а совсем в другом месте и в другое время. Однако критик, как и автор, тоже стремится самовыразиться, показать, что жанров он знает больше всех и что, например, мельчайшие ответвления от почти вечного модернизма — вовсе не дурь очередного сумасшедшего, а вполне самостоятельные жанры.
Предыдущая Следующая
|