Предыдущая Следующая
Необходимо повторить, что в настоящее время жанровая структура не только не устоялась, но находится в процессе мало предсказуемых перемен. Например, трудно найти место в схемах несомненному родоначальнику авторского направления экранной компиляции кинолетописей (часто любительских и случайных съемок) Михаилу Ромму — именно этому автору принадлежит авторство природы Холокоста. Его метод не только не забыт, но продолжает распространяться — творцы элитарного кино считают буквально своим долгом вставить почти в любой фильм кадры Холокоста для усиления ассоциативности монтажа и это тотальное явление стирает грань между постановочным кино и документалистикой.
Документальный телефильм — фактически превратившийся в историзм типично отечественный жанр «голубого экрана», не забытый по крайней мере как явление. Причем явление многогранное, исполненное парадоксов и вполне типичное. То, что показывалось под рубрикой «документальный телефильм», несло скорее рекреативную функцию перебивки идеологического прессинга показом той жизни, которая как бы и не выдумана и вовсе неплоха, включая «отдельные недостатки». Т.е. пока жанр существует как «еще более младший брат младшего брата», к тому же об этом мало кому известно.
Драма (теледраматургия) — (греч. drama букв. действие) значительный кусок совокупности близкородственных телевизионных жанров, фактически вид экранного искусства (согласно Р.Борецкому, понятие родовое), основанный на живом действии и существовавший в двух вариантах — собственно теледраматургия по оригинальным сюжетам и сценариям, поставленным на ТВ своими средствами (как правило, слабее художественно), и телеверсия известного литературного произведения или даже кинофильма. Исторически художественные жанры ТВ начинались именно с драмы, и существует обильная литература по теледраматургии. Специфику жанра исследователи видели в продленном контакте с аудиторией (феномен многосерийности, реализованный впоследствии и в иных жанрах) и поэтому прочили драме на телеэкране большое будущее. Существовали различные ответвления жанра, например, драма документальная типа ленинградской передачи «Контрольная для взрослых». Затем пошел поток бытовых драм и других телеспектаклей, например, прослеженная на протяжении нескольких лет жизнь одной семьи — «Наши соседи». Дольше всех продержались на экране «Знатоки» — и до сих пор идут, несмотря на очевидную наивность сюжета и обилие историзмов. Немаловажную роль в угасании жанра сыграли устаревшие средства выражения, а также низкие заработки актеров на телевидении. И вообще теперь неинтересно — что там, у наших соседей. Отечественная теледрама практически вытеснена импортными сериалами, которые унаследовали ее аудиторию.
Предыдущая Следующая
|