Предыдущая Следующая
От неожиданно распространившегося метареализма, также приближенного внутреннему восприятию, сюрреализм отличается ограниченной доступностью, необходимостью для восприятия ассоциативного (абстрактного) мышления и определенной подготовки, знания тезауруса и мифологии, определяющей его претензию на элитарность: степень воздействия сюрреалистического произведения определяется иллюзией у зрителя принадлежности узкому кругу, дистанцированному от будничной и жестокой реальности.
Трагедия — один из первичных жанров сценической драмы, занимавший, с его философией катарсиса (духовного очищения через трагическое), центральное место в античной культуре при строгом соблюдении законов драматургической композиции, которая строится по различному плану в трагедии и ее антиподе комедии. Трагический эффект создается сценическим отображением конфликта, например, личного против общественного, и в классическом выражении жанра коллизия разрешается гибелью героя. В наше острое время трагедия личности вытесняется с экрана жаждой негативного эстетизма и либо генерализуется в антиутопию (см.) с ее катастрофой общества в целом и апокалиптичностью описанного будущего, либо замещается триллером и другими чисто негативными жанрами. С другой стороны, граница между трагедией и возникающей как пародия на нее комедией столь же условна, как между эротикой и порнографией в зависимости от состояния общества и его меняющихся эстетических норм (греч. tragodia).
Триллер — негативный жанр или стиль, индуцирующий антиэстетическую раскрепощающую реакцию зрителя, рассчитанный на подавление не только эстетизма, но и сексуальности в их естественном выражении. Адресован прежде всего зрителю с парадоксальным восприятием, не достигающему иным способом эстетического удовлетворения. Иначе — фильм или роман ужасов (англ. triller).
В последние годы жанр оказался остро востребован и по популярности успешно соперничает с другими негативными жанрами. Существует в различных жанровых разновидностях, условно разделяемых на пять групп (направлений), имеющих непересекающиеся адресность и тип популярности и практически не соперничающих друг с другом. Отдельно и с обособленной адресностью развивается направление, использующее в сюрреалистичной форме негативные реалии жизни и тем проникающие в глубь человеческой психологии (например, «Дом под звездным небом» или даже чисто реалистичный «Мой друг Иван Лапшин»). Существует также три группы разновидностей триллера, совершенно не предназначенных для взыскательного зрителя. Произведения, использующие тяжелый натурализм, часто в фантастических, выдуманных формах, с помощью кукол или изысков гримера непосредственно примыкают к порнографии. Наибольшее распространение получила разновидность триллера типа вестерна со стрельбой, взрывами и погонями, о «жизни мафии» или «борьбе с ней». Где-то между последними двумя располагается промежуточный вариант, как правило «из жизни духов и потусторонних сил». Совсем отделена жанровая разновидность, как правило с happy–end’ом, в которой все присутствующие элементы триллера, которые могут быть представлены любые и в смешанном нагромождении, выражены в гротескной, комической или пародийной форме («Эльвира — повелительница тьмы»). Последняя форма обладает эффективной рекреативной функцией и чаще находит широкую открытую популярность. Независимо от избранного автором комплекса приемов нагнетания эмоционального напряжения и наличия или отсутствия happy–end’а все триллеры как правило имеют две общие характеристики: разделение героев на важных и неважных в зрительском восприятии, т.е. тех, за кого зритель переживает, и тех, чей образ остается в роли условного статиста; также отсутствие классической драматургической композиции, точнее, замена ее на перманентное напряжение зрителя в течение всего экранного времени.
Предыдущая Следующая
|