СЮЖЕТ
КАДРЫ
ФОТОГРАФИИ
ССЫЛКИ
АКТЕРЫ
МУЗЫКА К ФИЛЬМУ
 
Предыдущая Следующая

аспекта, подвергаются известному переосмыслению, осложнению, углублению и
становятся основными формами выражения народного мироощущения, народной
культуры. Таковы карнавального типа празднества античного мира, в
особенности римские сатурналии, таковы и средневековые карнавалы. Они,
конечно, уже очень далеки от ритуального смеха первобытной общины?.
Таким образом, в древности, то есть до образования ''сложившегося
классового и государственного строя'' ? я бы добавил: устойчивой тотальной
идеологии ? смех был частью ''высокой'', а не ''низкой'' культуры,
принадлежал верхам ничуть не меньше, чем низам, и именно об этом
''аристократическом'' смехе ? отчасти просто смехе ''верхов'' над ''низами''
? и теоретизировал Аристотель. Этот смех умер вместе с полисной античностью,
постепенно вытесненный празднеством, карнавалом. При Аристотеле карнавал
сосуществовал с Аристофаном, с ним не смешивался и был презираем
''верхами''. В Риме классическая драма пережила тяжкий кризис и смертельно
заболела. Средним векам остался только карнавал ? ''смех низов''.

UBN

7



Дальше начинается черт знает что ? конструкция Эко засбоила. Там же
Бахтин пишет: ?Вторым, после Гиппократа, источником философии смеха в эпоху
Рабле была знаменитая формула Аристотеля: ''Из всех живых существ только
человеку свойствен смех'' (''О душе'', кн. III, гл. 10)?. Видимо, это та
самая ''самоцитата'', которой воспользовался Эко ? ее мы приводили выше.
Однако Эко не зря связывает аристотелевы тексты со всякой чертовщиной ? они
страшно подвели его и на сей раз. Дело в том, что этих ? или схожих ? слов в
указанной главе трактата ''О душе'' нет. Нет их и в соседних главах, да и,
вообще, во всем трактате. Хуже того, насколько я сумел проверить, в нем
вообще не появляется слово ''смех''. О том же свидетельствует и предметный
указатель. Зато именно в этом трактате Стагирит, как бы подшучивая над Эко,

Предыдущая Следующая

e-mail

 
 
 
Сайт управляется системой uCoz