СЮЖЕТ
КАДРЫ
ФОТОГРАФИИ
ССЫЛКИ
АКТЕРЫ
МУЗЫКА К ФИЛЬМУ
 
Предыдущая Следующая

разыгрывались религиозные мистерии, впоследствии положенные на музыку Бахом
и Генделем, а в прошлом, двадцатом веке эту же нишу неудачно заполнили
исторические экранизации. Именно в таком странном, нешекспировском жанре
сочинялись и ставились античные трагедии. Он ? жанр ? оставлял своим авторам
ничтожное число степеней свободы, однако Эсхилу, Софоклу и Эврипиду их
хватало и они, вроде бы, не жаловались - отсюда бесконечные проблемы стиля и
дискуссии о роли хора, о коммосе и эксоде, о стыковке эпизодов, о переломе и
узнавании.
Трагедия в такой превосходной степени стала синонимом высокого жанра,
что мы, живо ощущающие Катастрофу величайшей из трагедий, трагедией,
затмевающей все прочие трагедии, трагедией из трагедий, вообще не разрешаем
писателям, кинорежиссерам и прочим людям искусства изображать ее иначе, чем
в эсхиловском ключе. Мы хотели бы, чтобы о последней мировой войне не
говорили иначе, чем задыхаясь от рыданий. Когда итальянский режиссер
изобразил лагерь смерти в комедии, пусть черной, мы справедливо восприняли
это как кощунство. Он, бедняга, осквернил Катастрофу, но не память ее жертв,
а высокий жанр, в рамках которого мы ее, Катастрофу воспринимаем. Катастрофа
? по определению, героическая трагедия, выстроенная Аристотелем с такой
убедительностью, что невольно тянет объявить его соучастником Гитлера.
Оттого-то мы машинально записываем жертвы Катастрофы в святые. Кто еще мог
принимать участие в столь трагическом действе? Поскольку у нас нет ну
никакой возможности превратить Анну Франк в драматическую фигуру вроде
Медеи, для нее остается одна-единственная свободная роль ? роль святой
искупительницы.


10



Мы уже цитировали нечаянное открытие Аверроэса ? ''Трагедия ? искусство
восхваления, комедия - искусство сатиры''. Откуда Аверроэс это взял? Да
непосредственно из ''Поэтики''. В самом деле: ''Но есть и такие искусства,

Предыдущая Следующая

e-mail

 
 
 
Сайт управляется системой uCoz