СЮЖЕТ
КАДРЫ
ФОТОГРАФИИ
ССЫЛКИ
АКТЕРЫ
МУЗЫКА К ФИЛЬМУ
 
Предыдущая Следующая

которые пользуются всеми названными средствами... ? таковы сочинение
дифирамбов и номов, трагедия и комедия''. Или: ''Распалась же поэзия на два
рода сообразно личному характеру поэтов... Более важные из них подражали
прекрасным делам подобных себе людей, а те, что попроще, ? делам дурных
людей; последние сочиняли сперва ругательные песни, как первые - гимны и
хвалебные песни... В этих стихах и явился по удобству своему ямбический
метр, поэтому и по сей день он называется ямбическим (язвительным), что с
помощью его люди язвили (iambidzein) друг друга''. И сколько угодно еще. По
существу, определение Аверроэса совершенно правильное ? разве что неполное.
Да и мы с вами истолковали бы Аристотеля таким скучным образом, если бы
не его гениальное замечание о катарсисе, заведомо упущенное и не понятое
Аверроэсом, которое ? поразительное и неповторимое ? и побуждает нас
истолковывать учение Философа об искусстве на недавний романтический лад.
Недавний, а не нынешний, ибо состоявшаяся, наконец, смерть истории вызвала
из небытия давно отброшенные представления об искусстве как о пасьянсе,
задача которого ? сойтись из сложного, невероятного в простое и складное,
вызвав вздох облегчения, а не проливень слез (тот самый, ошибочно названный
гармоническим, когда на деле он оргиастический, естественно соединяющий
ритуальную тайну с сексуальной разрядкой). А стало быть, логика постмодерна
побуждает нас в чем-то согласиться с Аверроэсом.
Рассуждение Аристотеля о катарсисе заслуживает особого пиетета. Прежде
всего, это искусно расставленный интеллектуальный капкан, загадка, бросающая
тень на мировоззрение Философа: с ним оно утрачивает ясность. Идея
очищения-катарсиса возникает в восьмой части ''Политики'', когда Философ
принимается рассуждать о месте (или роли) музыки в воспитании юношества. Там
он круто обрывает тему, обещая вернуться к ней в ''Поэтике'' и разъяснить,

Предыдущая Следующая

e-mail

 
 
 
Сайт управляется системой uCoz