СЮЖЕТ
КАДРЫ
ФОТОГРАФИИ
ССЫЛКИ
АКТЕРЫ
МУЗЫКА К ФИЛЬМУ
 
Предыдущая Следующая

Впоследствии трагедия как один из основных жанров драматургии ослабляет свои жанровые характеристики, когда на смену трагедии приходит лишь реализация в сюжете пьесы категории трагического, а конфликты разворачиваются применительно к частным, семейно-бытовым, психологическим формам жизни. Уже в классицистической драме, в противоборстве чувства и долга, чувствуется переход от космических, субстанциональных коллизий к индивидуальным, раскрывающих в большей степени специфику характера героя, а не противостояние его всему миру. Категория трагического в качестве определяющего пафоса пьесы или элемента сюжетостроения (даже некой сюжетной доминанты) прослеживается в пьесах литературного движения предромантизма «Бури и натиска» (например, «Коварство и любовь» и «Разбойники» Ф.Шиллера), в романтической драматургии (например, в творчестве В.Гюго, Дж.Байрона, А. де Виньи), в «новой драме» рубежа ХIХ-ХХ вв. и драматургии символизма (например, Г. Ибсен «Враг народа» и «Бранд» и драматургические опыты М.Метерлинка) и, конечно же, в экзистенциальной драме ХХ вв. (например, Б.Брехт, Ж.Ануй, Ж.-П.Сартр).
«Трагедия рока» – разновидность жанра немецкой мелодрамы начала XIX в. Рок (фатум) является движущей силой в пьесах драматургов этого направления; отличительной чертой является запутанный сюжет, героев преследуют мистические видения, роковые предзнаменования, таинственные предчувствия.
«Трагедия ужасов» – жанр итальянской драматургии и театра XVI в. Возник под влиянием творчества Сенеки. В «трагедии ужасов» изображались преступные страсти, зверские жестокости, пьесы изобиловали кровавыми сценами убийств, отравлений. В основе жанра – мрачная житейская философия, трактующая изменчивость судьбы, непрочности счастья, ничтожности всего сущего.
Катарсис (katharsis /греч./ – очищение, обычно употребляется как медицинский или религиозный термин) – одна из целей и одно из следствий трагедии, совершающей очищение страстей, главным образом посредством сострадания и страха у зрителей, отождествляющих себя с трагическим героем (См.: впервые в «Поэтике» Аристотеля). Можно уподобить катарсис акту эмоциональной разгрузки, а результат - очищению, благодаря возрождению воспринимающего Я. Катарсис можно уподобить и эстетическому удовольствию, которое связано с работой воображения и созданием сценической иллюзии. Впоследствии термин был неоднократно переистолкован. Христианская концепция от эпохи Возрождения вплоть до эпохи Просвещения склонна была к отрицательному взгляду на катарсис, который выражался в ожесточении при столкновении со злом и стоическим перенесением страданий. В европейской эстетической мысли нового времени до середины ХIХ в. преобладало нравоучительное воздействие трагедии, когда катарсис должен преобразовывать страсти зрителя в добродетель и эмоциональную сопричастность к возвышенному (П.Корнель в классицизме, Э.Лессинг в Просвещении). Г.Гете видел в катарсисе формальную и окончательную развязку, «гармоническое примирение страстей». Наконец, Ф.Ницше завершает эту эволюцию чисто эстетическим определением катарсиса как настроение самого художника в момент эстетического акта и эстетической деятельности зрителя: Когда зритель видит героя, приносящего себя в жертву «нравственного миросозерцания», он «поднимается над действительностью и воодушевляется». Свое развитие получают размышления о катарсисе и у Б.Брехта в «Малом Органоне».

Предыдущая Следующая

e-mail

 
 
 
Сайт управляется системой uCoz