СЮЖЕТ
КАДРЫ
ФОТОГРАФИИ
ССЫЛКИ
АКТЕРЫ
МУЗЫКА К ФИЛЬМУ
 
Предыдущая Следующая

Пафос (pathos /греч./ – страсть, страдание). В античной эстетике пафос обозначал страсть или состояние, связанное с сильным волнением, в риторике пафосом называют технику, способную возбуждать волнение слушателя. Постепенно центр тяжести в истолковании пафоса перемещается на свойства художественного изображения, которые эти переживания вызывают и делают возможным: понятие пафос связывали с характеристикой стиля, героя, с категорией возвышенного и особенно с теорией трагического. В современном понимании пафоса преобладает интерпретация В.Белинского (возникшая не без влияния Г.Гегеля). В.Белинский рассматривал пафос как «идею-страсть», которую поэт «созерцает … не разумом, не рассудком, не чувством …, но всею полнотою и целостью своего нравственного бытия» (Белинский В.Г. Полн. собр. соч. М.,1955. Т.7. С.312). Таким образом, В.Белинский применял это понятие для обозначения своеобразия художественной деятельности, произведения или творчества писателя в целом. Современная трактовка пафоса включает в себя и негативный аспект. Игра актеров, драматическое письмо всегда характеризовались избыточным пафосом, но неестественная патетика, чрезмерно преувеличенные внешние эффекты не характерны для современного театра и приемлемы как элемент пародии.

Комедия (komedia /греч./ – ритуальная песнь, сопровождавшая шествия в честь Диониса) – один из двух древнейших драматургических жанров, определяющийся тремя критериями, противоположными трагедии: персонажи комедии – люди скромного положения; счастливая развязка; эстетическая цель комедии – смех публики. Исторически комедия возникает из обрядовых игр древности: шествия ряженых с фаллическими песнями (комос), которые своим содержанием и сопровождающими их действиями и жестами должны были рассмешить всех остальных (см. историко-генетическая связь ритуального смеха и понятия комического в работах В.Я.Проппа и М.М.Бахтина). Сначала комедия представляла собой бытовую сценку, изображаемую мимом и сатирическую хоровую песню, затем начала приобретать самостоятельную фабулу, пока, наконец, в 5 в. до н. э. не стала частью театральных состязаний и, соответственно, приобрела определенную общественно-политическую функцию. Будучи «подражанием людям худшим» (Аристотель), комедия не может черпать материал в истории или мифологии, она посвящена будничной, прозаической жизни простых людей – отсюда легкость ее адаптации в любом обществе в любое время, бесконечное разнообразие проявлений и трудность построения стройной теории комедии. Смех зрителей в комедии – смех сообщника, смех превосходства: смех защищает зрителей от тревоги за происходящее на сцене. Публика чувствует защищенной от глупости и уродства комических персонажей; чувством собственного нравственного превосходства она реагирует на преувеличения, контрасты и неожиданности. Фабула комедии проходит через фазы равновесия, нарушения равновесия, обретения равновесия. Комедия предполагает контрастный, даже противоречивый взгляд на мир: нормальный мир, как правило, отражение зрительского мира, судит анормальный мир персонажей и смеется над ним. Эти персонажи неизбежно упрощены и обобщены, ибо схематичным и назидательным образом они воплощают недостаток или необычный образ мира. Комическое действие, как отмечал Аристотель в «Поэтике», – безболезненное и безвредное, а потому может быть вымышленным от начала до конца. Обычно комедия распадается на серию препятствий и ситуационных превращений. Ее главная сила состоит в недоразумении и промахе. В отличие от трагедии комедия легко поддается эффекту остранения и самопародии, обнажая таким образом свои приемы и особенности вымысла. Комедию нередко отличает самопознание, и она начинает функционировать как «театр в театре».

Предыдущая Следующая

e-mail

 
 
 
Сайт управляется системой uCoz