Предыдущая Следующая
1) Жена
может сидеть в кресле, зябнуть, ждать, беспокойно поглядывать на часы. Сидение
в кресле, кутанье в платок, проверка времени — простые физические действия, но
их нарушения и чередования создают внутреннюю жизнь актера.
2) Жена
может шить. Перерывы в шитье, паузы, постоянная проверка часов явятся простыми
физическими действиями, а их нарушения и чередования создадут внутреннюю жизнь
актера.
3) Жена
может готовить ужи/Т. Процесс простых физических действий накрывания на стол
будет особо окрашиваться чувством беспокойства: жена расставляет посуду и
забывает в руках чашку. С чашкой подходит к часам, с чашкой садится в кресло.
Стол остается не накрытым. Наступает утро. Стол не накрыт. Чашка на кресле.
Женщина смотрит в окно. Продолжая смотреть в окно, женщина начинает
раздеваться—решила лечь спать. Послышался шум подъехавшего автомобиля — муж
приехал! Женщина бросается к столу, чтобы привести его в порядок. Слышны шаги
мужа за дверью. Жена бросается навстречу мужу. Чашка осталась забытой на
кресле.
Вот три
примерных решения взятой нами сцены «жена беспокоится». Очевидно, что каждое
решение представит актрисе возможность найти нужное эмоциональное состояние,
нужное переживание в результате выполнения простых физических задач. Если бы
женщина стала беспокоиться о муже «вообще», ничего не делая, то она никогда бы
не нашла в себе верного и правдивого чувства беспокойства. В этом и заключается
правда жизни актера. Если вы не дадите актеру (или не поможете ему найти)
простые физические задачи и не окружите эти задачи характерными предлагаемыми
обстоятельствами (продиктованными жизнью образа), правды в актерской игре не
будет. Ваш актер начнет «выжимать из себя» чувство, а «выжать чувство вообще»
вне поступков, вне действия — бесплодная задача. Да и вообще «выжимать
чувство* не следует, а надо чувствовать. Поэтому, определив куски и задачи в
сцене, помните, что актер их должен решать простыми физическими действиями, а
верное чувство актера создаст особый порядок, последовательность, а также
нарушения его простого жизненного поведения, и наоборот — подсказанный вами
порядок и нарушения помогут актеру обрести необходимую эмоцию. Есть актеры,
пренебрежительно относящиеся к выполнению простых физических задач, будто бы
мешающих им чувствовать. Представьте себе, что для выполнения задачи актеру
необходимо вбить в стену гвоздь, повесить на него картину, спрыгнуть со стула и
распахнуть окно. Если актер (безразлично, с настоящими предметами на съемке или
с воображаемыми на репетиции) не будет точно, тщательно и правдиво выполнять
все физические действия вбивания гвоздя, вешанья картины, прыжка и
распахивания окна, он не добьется правды и в своем чувстве. Ведь актер может по
сценарию в данный момент радоваться, сердиться, негодовать, быть влюбленным и
т. д. Если при этом выполнение актером простых физических задач не будет
максимально верным и правдивым,—не будет правды и в его переживаниях, — его
лицо, его глаза будут фальшивить, лгать. Вы должны особо внимательно отнестись
к этому, потому что правда простых физических действий, создающих основу для
правды переживания актера, необходима как на театре, так и в кинокартине. На
театре возможны случаи «представления», когда актер будто бы выполняет
физическое действие, в кинокартине физические действия всегда должны быть
выполнены фактически и предельно верно. В кино актеру нельзя создавать роль
«нутром», в кино актер должен давать подлинное чувство, подлинные глубокие
переживания, а для того чтобы их достигнуть, необходима логика и
последовательность физических действий. В жизни человек всегда действует
естественно, на экране игра актера должна быть правдива и жизненна,
следовательно, в первую очередь необходимо правдивое, естественное действие,
на котором и расцветут, разовьются актерские эмоции,
Предыдущая Следующая