Предыдущая Следующая
На
рисунках 296 — 297 те же кадры, но без первого плана.
Выбирая
кадр, ищите в нем первый план для придания изображению перспективности.
Темный
первый план в дневном пейзаже подчеркнет перспективу.
А каким
должен быть первый план в ночной сцене, освещаемой фонарями?
Подумайте,
а ответ на этот вопрос вы получите в главе «Работа с оператором»,
РАКУРС
До сих
пор мы выбирали кадр с уровня наших глаз. Аппарат можно поднимать и опускать,
снимать «очень снизу», «снизу», «нормально» (с уровня глаз), «сверху», «очень
сверху» — как угодно, — перемещая аппарат но вертикали или устанавливая его
совсем над объектом.
Перемещение
аппарата по вертикали усиливает перспективность изображения в кадре и придает
ему особую характерность (в сравнении с «нормальной», точкой съемки). В книгах
о композиции передвижения аппарата по вертикали
часто определяются, как
«лягушечья перспектива» (снято очень снизу), «перспектива всадника» (снято
сверху—с точки зрения человека, сидящего верхом на лошади) и перспектива «с
птичьего полета» (очень сверху).
Объект
в кадрах 298 — 300 один, но характер его в каждом кадре различен. Это
получилось оттого, что съемки «снизу» и «сверху» дают сильное перспективное
сокращение, которое и придало особый характер снимаемому лицу. Такие съемки
называются ракурсными.
РАКУРС—СИЛЬНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ
СОКРАЩЕНИЕ
Применение
ракурсных съемок портретов часто придает объекту особое значение, особую
характерность. Считается (и это до известной степени правильно), что, снимая
человека «снизу», мы получаем его на экране важным, гордым, значительным, а
снимая «сверху»,—задавленным, пришибленным, «убитым». Это свойство ракурсных
съемок одно время (1925 — 1930 гг.) чрез-
вычайно часто
использовалось в картинах всех режиссеров и превратилось в штамп, в трафарет.
В то время считалось («обязательным» снимать капиталистов и городовых
«снизу», а угнетенных — «сверху».
Предыдущая Следующая