Предыдущая Следующая
Так
огромная выразительная сила ракурса была опошлена и превратилась в формальный
прием.
Примеры
художественного использования ракурсных съемок вы можете найти в картинах С.
Эйзенштейна, А. Довженко, В. Пудовкина.
На рис.
301 — 303 ракурсные кадры.
В
живописи вы найдете много примеров ракурсных построений. Познакомьтесь с
фресками Микеланджело в Сикстинской капелле, фресками Джамбагисто Тиеполо в
вилле Вальмарано, с картиной Пальма Старшего в Государственном Эрмитаже в
Ленинграде, с мозаичными плафонами на станции метро «Маяковская» и с росписью
потолка в гостинице «Москва» художника Е. Лансере.
На
рисунке 304 ракурсная композиция художника Мантенья.
БУДЬТЕ
ОСТОРОЖНЫ!
Мы
привыкли видеть окружающую нас действительность чаще всего с уровня нашего
роста. Мы видим окружающее «снизу» и «сверху» в исключительных случаях — реже,
чем «нормально». Поэтому кадры, снятые с ракурсных точек зрения, несмотря на
их силу и выразительность, кажутся нам естественными только тогда, когда ракурс
оправдан или содержанием кадра или точкой зрения на показываемое (вид из ямы, с
земли, с балкона, с самолета и т. п). Если в картине большинство кадров снято
ракурсно, есть основание предполагать, что зритель начнет утомляться от
большого количества непривычных ему точек зрения.
Перец и
горчица — прекрасная приправа к обеду, но горе обедающему, если перец и горчица
употреблены без меры! (Вспомните «Кукарачу».) Пирожное- превкусная еда, но
попробуйте целый день есть только пирожные, и вы станете их ненавидеть.
Нельзя злоупотреблять ракурсными
съемками. (Короткофокусные объективы съемочных аппаратов имеют свойство
усиливать ракурс — подчеркивать его.) Излишнее применение ракурса при съемке
может привести к изображению таких сокращений, какие в действительности не
наблюдаются и зрителю останутся непонятными.
Теперь
вы знаете все, что необходимо для выбора точки зрения съемки — для выбора кадра
так, как это делается на производстве.
Предыдущая Следующая