Предыдущая Следующая
«Соотношение
длины кусков в монтажной трактовке сцены не является простой механической
задачей. Это — задача глубочайшего обобщения содержания сцены. Здесь должно
быть учтено относительное значение всех действующих лиц и самое главное — тот
интерес взволнованного зрителя, который превращается в ритмический ход его
внимания и обусловливает в конечном счете целостность и ясность восприятия им
картины».
В то же
время не надо забывать, что: «... монтаж дает повествованию дыхание. Вот идет
широкий и спокойный доклад с длинными, доигранными сценическими кадрами. Или
все пробегает в коротком, быстром монтаже. Возбуждение драматического
содержания передается зрителю путем оптически фиксированного движения. Ритм
кадров действует, как жест докладчика, как жестикуляция говорящего (т. е.
показывающего)». (Бела Балаш, «Дух фильма», Гослитиздат, стр. 58).
Режиссер,
монтируя, придает действию нужный ритм, излагает действие не бесстрастно, а
взволнованно, темпераментно, эмоционально. Классические примеры выразительного
монтажа вы найдете в картине «Броненосец Потемкин». Просмотрите «Броненосец» и
внимательно изучите приводимые ниже монтажные примеры из этой картины.
МОНТАЖ СЦЕНЫ «ДРАМА НА ТЕНДЕРЕ»»
ИЗ КАРТИНЫ «БРОНЕНОСЕЦ ПОТЕМКИН»
Часть
вторая
1. Драма
на тендере
2. Труба
горниста
3. ...
пронзительно, тревожно
... играет сигнал. ^
4. Сверху,
через грозно нависшие дула пушек, видно, как матросы быстро заполняют бак
броненосца. I Офицеры выстраивают их в две шеренги вдоль бортов. На носу
броненосца развевается андреевский флаг. •
5. Горнист
играет сигнал.
6. Кондуктора
строятся в шеренгу перед матросами.
7. На
середине палубы за люком выстраивается группа офицеров.
Предыдущая Следующая