Предыдущая Следующая
Монтаж
не является прерогативой кинематографического искусства; он существует во всех
искусствах, правда, в каждом искусстве по-своему — в присущих данному
искусству технологических формах.
Вот
почему монтаж звуковых картин является не самостоятельной разновидностью
монтажа, резко противоположной монтажу «немых» картин, а его развитием,
углублением, усовершенствованием, его высшей формой. Так же, как для понимания
кинетической композиции кадра необходимо знать «статическую» композицию
живописи и фотографии, так же для . понимания монтажа звуковых картин надо
знать монтаж «немых» картин — простейшую форму монтажа (простейшую,
сравнительно конечно). Понять звуковой монтаж и овладеть им без совершенного
знания «немого» монтажа нельзя, так же как нельзя воспитать театрального и
кинематографического актера, начав сразу учить его говорить, миновав
длительный период «бессловесной» тренировки (мы об этом уже раз упоминали).
В кинематографии в настоящее
время не существуют разные монтажи — «немой», «звуковой», «цветной»,
«стереоскопический», один монтаж—кинематографический (во всем многообразии
«немых», «звуковых», «цветных» и прочих форм).
Звуковая
форма кинематографического монтажа сложна, а ее художественные и выразительные
возможности как бы не ограничены. К сожалению, в период становления звукового
кинематографа очень многие режиссеры, вместо того чтобы творчески использовать
необычайно расширившиеся возможности монтажных сопоставлений в кино, упростили
их настолько, что монтаж как одно из средств убеждения, доведения идеи до
зрителя был сведен почти на нет. Центр тяжести режиссерской работы переключился
на разговоры и на иллюстративный звук, на театрализацию кинематографического
зрелища.
Нет
нужды доказывать ошибочность подобной практики; звук необычайно обогащает
кинематограф, а не возвращает его к театру.
Крупнейшими
победами, утверждающими высокие художественные формы кинематографического
монтажа, являются картины: «Мы из Кронштадта» режиссера Дзигана, «Александр
Невский» режиссера Эйзенштейна и «Щорс» режиссера Довженко.
Предыдущая Следующая