Предыдущая Следующая
новые возможности
В чем
же заключается разница «немого» и звукового монтажа? Вернее, какие новые
монтажные элементы, какие возможности появились в звуковой кинематографии,
являющейся развитием, усовершенствованием «немой» кинематографии?
В
«немом» кино изображение показывается как в простой повествовательной форме,
так и в виде параллельного монтажа, дающего возможность не только одновременно
видеть разное, но и сопоставлять видимое.
В
звуковом кино в полной мере (отнюдь не в меньшей) остаются все монтажные
возможности «немого» кино плюс возможность сочетания и каждого изображения и
цепи изображений со звуком, могущим изменить изображение, перевести его в
новое качество, в новый образ, показ которого недоступен одному изображению или
одному звуку, а доступен их сочетанию.
В кино
звук не является только прямой иллюстрацией того, что происходит в кадре, а
дает новый монтажный ряд, показывающий взаимодействие (как подчеркивание, так
и конфликт) изображения и звука. Таким образом устанавливаются связи
изображения с невидимым, но слышимым — зрительно предполагаемым. Звуковой
монтаж требует художественного сочетания звука и изображения, т. е, не простой
иллюстрации (изображение зазвучало), а образного соединения звука и изображения
— звукозрительных сочетаний, могущих быть в художественных целях не только
синхронными, но и асинхронными. В то же время не надо забывать, что «...
организация звука в фильме по принципу асинхронного построения полноценна лишь
в том случае , когда в столкновении звука и изображения наличествует
внутреннее органическое смысловое сочетание и взаимодействие, рождающее
образ». (Е. Дзиган, «Мы из Кронштадта»).
ЗВУКОВЫЕ ПЛАНЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЕ
Как
снимается звук на пленку вам известно. Звуковой план аналогичен плану
изображения тем, что и в том и в другом случае, имея дело с планом, мы имеем
дело с монтажным куском пленки. В изображении мы имеем «крупные», «средние»,
«общие» планы и разновидности их. В звуке мы также имеем своеобразные «размеры
планов», определяемые не зрительно, а звуком. «Крупный план» в изображении —
объект, снятый близко, например, лицо человека во весь экран. «Крупный план»
звука — звучание, заснятое близко или «отдельно» (выделенное звучание). То, что
мы не слышим издали «общим планом» (например, тиканье часов), мы можем услышать
близко «крупным планом», или то, что мы слышим нормально в связи с данным
расстоянием от объекта звука, мы можем
Предыдущая Следующая