Предыдущая Следующая
Итак,
мы имеем для каждого музыкального произведения метрическую систему измерения
его времени. Время произведения делится на такты. Каждый такт делится на
четверти (две, три, четыре и т. д.). В каждом такте первая четверть ударная,
сильная (рис. 394).
На этом
рисунке графически изображен музыкальный метр (счет на четыре четверти).
Музыкальный
ритм получается тогда, когда на канве метрического деления закономерно
чередуются и параллельно располагаются звуки (записываемые нотами) различной
тональности и различной длины: один звук длится весь такт, другой (или
несколько) только одну ударную четверть и т. д. Звуки, записываемые нотами,
закономерно распределенные на метрической канве, и дают ритм музыкальному
произведению.
Музыка
— искусство, занимающееся веками построением ритмических художественных
произведений. Если мы с вами решили серьезно изучить ритм построения
кинематографических картин (как сопровождающихся, так и не сопровождающихся
пением и музыкой),'мы должны производить свою тренировку, учась ритму у
искусства музыки.
СОВПАДЕНИЕ РИТМА ИЗОБРАЖЕНИЯ С
РИТМОМ ЗВУЧАНИЯ
Вы должны
смонтировать изображение эпизода, точно подогнав его по монтажному ритму и по
развитию внутрикадрового действия к готовой музыкальной фонограмме. Выполнение
этой задачи будет особенно трудным, если действие внутри кадра заснято
аритмично и не совпадает с музыкой фонограммы.
На этот
случай познакомьтесь с примером, приведенным в книге «Практика режиссуры»:
«В
картине «Горизонт» у меня был такой случай. В одной сцене — «Обучение солдат в
царской армии» — режиссерский замысел был таков: надо показать, как солдат,
попавший в атмосферу этого обучения, точно в мясорубке, проходит этап за
этапом. Там есть место, где кадры маршировки идут один за другим; показываются
марширующие ноги в одну, в другую сторону, — ноги, ноги все время. Я
смонтировал эту сцену «на-глаз». Когда пришлось тонировать этот кусок, подгонять
музыку, оказалось, что подогнать ее нельзя, потому что все куски марширующих
ног мы снимали в разное время, и красноармейцы, изображавшие этих солдат,
ходили с разной скоростью. Ритм шагов внутри каждого куска был различен. Куски
друг с другом не совпадали и темпово отличались от музыки. Было совершенно
ясно, что со сценой сделать ничего нельзя. Тогда я сделал следующий опыт,
который очень хорошо удался: сел за монтажный стол и куски маршировки, во-первых,
сделал меньшими, для того чтобы зритель не успевал ощутить все то, что делается
в каждом данном кадре, в каждой данной смене; во-вторых, я сделал их абсолютно
равными по длине, механически повторяющимися один за другим, и подогнал музыку
не к шагам, не к ритмическому построению внутри кадра, а только к монтажу,
только к смене кадров. Оказалось, что несмотря на то, что в каждом кадре
движение ног было разное, на экране получилось полное совпадение с музыкой,
потому что в данном случае монтажный ритм оказался господствующим. В
соединении с музыкой он дал полное представление ритмического марша, хотя
внутри кадра движение было снято неритмично. Но этот пример не
Предыдущая Следующая