СЮЖЕТ
КАДРЫ
ФОТОГРАФИИ
ССЫЛКИ
АКТЕРЫ
МУЗЫКА К ФИЛЬМУ
 

Литература

 

Предыдущая Следующая

Итак, мы имеем для каждого музыкального произведения метрическую си­стему измерения его времени. Время произведения делится на такты. Каждый такт делится на четверти (две, три, четыре и т. д.). В каждом такте первая четверть ударная, сильная (рис. 394).

На этом рисунке графически изображен музыкальный метр (счет на четыре четверти).

Музыкальный ритм получается тогда, когда на канве метрического деления закономерно чередуются и параллельно располагаются звуки (записываемые но­тами) различной тональности и различной длины: один звук длится весь такт, другой (или несколько) только одну ударную четверть и т. д. Звуки, записываемые нотами, закономерно распределенные на метрической канве, и дают ритм музы­кальному произведению.     

Музыка — искусство, занимающееся веками построением ритмических худо­жественных произведений. Если мы с вами решили серьезно изучить ритм построе­ния кинематографических картин (как сопровождающихся, так и не сопровождаю­щихся пением и музыкой),'мы должны производить свою тренировку, учась ритму у искусства музыки.

 

СОВПАДЕНИЕ  РИТМА  ИЗОБРАЖЕНИЯ С РИТМОМ ЗВУЧАНИЯ

Вы должны смонтировать изображение эпизода, точно подогнав его по монтаж­ному ритму и по развитию внутрикадрового действия к готовой музыкальной фо­нограмме. Выполнение этой задачи будет особенно трудным, если действие внутри кадра заснято аритмично и не совпадает с музыкой фонограммы.

На этот случай познакомьтесь с примером, приведенным в книге «Практика режиссуры»:

«В картине «Горизонт» у меня был такой случай. В одной сцене — «Обучение солдат в царской армии» — режиссерский замысел был таков: надо показать, как солдат, попавший в атмосферу этого обучения, точно в мясорубке, проходит этап за этапом. Там есть место, где кадры маршировки идут один за другим; показы­ваются марширующие ноги в одну, в другую сторону, — ноги, ноги все время. Я смонтировал эту сцену «на-глаз». Когда пришлось тонировать этот кусок, под­гонять музыку, оказалось, что подогнать ее нельзя, потому что все куски марши­рующих ног мы снимали в разное время, и красноармейцы, изображавшие этих солдат, ходили с разной скоростью. Ритм шагов внутри каждого куска был раз­личен. Куски друг с другом не совпадали и темпово отличались от музыки. Было совершенно ясно, что со сценой сделать ничего нельзя. Тогда я сделал следующий опыт, который очень хорошо удался: сел за монтажный стол и куски маршировки, во-первых, сделал меньшими, для того чтобы зритель не успевал ощутить все то, что делается в каждом данном кадре, в каждой данной смене; во-вторых, я сделал их абсолютно равными по длине, механически повторяющимися один за другим, и подогнал музыку не к шагам, не к ритмическому построению внутри кадра, а только к монтажу, только к смене кадров. Оказалось, что несмотря на то, что в каждом кадре движение ног было разное, на экране получилось полное совпаде­ние с музыкой, потому что в данном случае монтажный ритм оказался господ­ствующим. В соединении с музыкой он дал полное представление ритмического марша, хотя внутри кадра движение было снято неритмично. Но этот пример не


Предыдущая Следующая

e-mail

 
 
 

Ссылки на спонсорские ссылки:

Сайт управляется системой uCoz