Предыдущая Следующая
Время
измеряется равномерно чередующимися единицами, а ритм нашей жизни укладывается
в равномерно протекающем времени.
Жизнь
многообразна. Она заполнена самыми разнообразными событиями, и часто в
зависимости от них наше сердце бьется по-разному и дыхание становится разным, а
часы и календарь отсчитывают равные доли и порции времени, на канве которого
происходят события нашей жизни.
Также и
ритм в искусстве, отображающем жизнь, располагается на канве метрики,
определяющей ритм. Трудно представить жизнь без захода и восхода солнца, без
чередования дней, часов и минут. Если в музыке ритм не располагается по канве
метрики (по тактам и четвертям), музыка становится какофонией.
Вопросы
ритма в кино—это вопросы закономерного распределения действия (изобразительного
и звучания) во времени, а закономерно можно оперировать во времени только
тогда, когда время измеряется. Когда время длинно, а единицы, его измеряющие,
монотонно и однообразно повторяются друг за другом, можно запутаться в этих
измерениях, так как при однообразном чередовании измерительных единиц размер и
характер времени плохо усваиваются. Для того чтобы этого не было, можно
измерители времени давать ударными и неударными. Поэтому в музыке существуют
два основных характера из мер е- ни я времени: двухдольное и
трехдольное(метрика). Трехдольное и двухдольное измерения времени получаются от
определенного чередования ударных и неударных измерителей.
Каждая
единица метрического измерения времени в музыке называется четвертью.
Сочетание одной ударной и одной или двух неударных четвертей образует такт.
Музыкальное время делится на такты. Такты бывают двухчетвертные, трехчетвертные,
четырехчетвергиые, пятичетвертные и т. д., но основных видов музыкальных
систем два — двухдольная (двухчетвертная) и трехдольная (трехчетвертная)^ все
остальные системы являются комбинациями из основных. Двухдольная система
соответствует бодрой музыке—марш, трехдольная система соответствует лирической
музыке, более спокойной, плавной — вальсу.
Предыдущая Следующая