Предыдущая Следующая
Но в обоих случаях общая длина
сцены неизменна, меняется только количество кадров, ее составляющих.
ОСОБЕННОСТИ КИНЕМАТОГРАФА
И на
экране и на театральной сцене перед зрителями действуют актеры Родственность
театрального и кинематографического искусства не подлежит сомнению. В то же
время оба искусства отличны друг от друга.
На
театре действие развивается согласно техническим возможностям сцены; на театре
трудно реально «мчаться на всех парах» на паровозе, бросаться с самолета на
парашюте, плыть в воде и т. п.
На
экране все возможно, все выполнимо.
Театральные
пьесы в значительной степени подчинены древнему сценическому закону: единству
времени и месту действия. (Правда, театр всеми силами старается сделаться
«кинематографическим» и пытается нарушать единство времени и места действия в
пьесах, но эти нарушения дают художественные результаты только после огромной
затраты творческой и технической энергии всего театрального коллектива.) На
экране «единство времени и места действия» никогда не было необходимым, даже
наоборот, — раньше считалось, чем в кинокартине больше перемен мест действия,
тем интереснее картина. В кинокартинах монтаж позволяет не только
последовательно, но и параллельно показывать действия в различных местах
(параллельность показа достигается повторениями и чередованиями кадров из
разных мест действия, происходящих одновременно). Мы можем при помощи монтажа
показать в картине героя на охоте в песках Африки, другого героя—летящего в то
же время на самолете над Северным полюсом, третьего — едущего на собаках в
Аляске. Повторение кусков и сцен друг за другом дает возможность одновременно
показывать действие в различных местах, в различной среде, в различных точках
земного шара. В театре эти возможности чрезвычайно затруднены. По-настоящему,
реально показать одновременное действие в различных местах может только
кинематограф (или радиотелевидение). В этом отношении чрезвычайно интересным
примером является картина американского режиссера Давида Грифитца
«Нетерпимость» (1916 г.), в которой полностью нарушено театральное единство времени
и места действия. В этой картине в одном сюжете параллельно показываются не
только различные места действия, но и различные эпохи. Обязательно
посмотрите эту кинокартину.
Предыдущая Следующая