Предыдущая Следующая
В данном
случае изображение и вызываемый им образ в нашем восприятии настолько слиты,
что нужны совсем особенные обстоятельства, чтобы отделить геометрический
рисунок стрелок на циферблате от представления о времени. Однако это может
случиться и с любым из нас, правила, в обстоятельствах необыкновенных.
Вспомним
Вронского после сообщения Анны Карениной о том, что она беременна. Вначале XXIV
главы второй части «Анны Карениной» мы находим именно такой случай: «...Когда
Вронский смотрел на часы на балконе Карениных, он был так растревожен и занят
своими мыслями, что видел стрелки на циферблате, но не мог понять, который
час...»
Образа
времени, который создавали часы, у него не возникало. Он видел только
геометрическое изображение циферблата и стрелок.
Как
видим, даже в простейшем случае, когда дело идет об астрономическом времени —
часе, недостаточно одного изображения па циферблате. Мало увидеть, нужно, чтобы
с изображением что-то произошло, чтобы с ним что-то было проделано, и только
тогда оно перестанет восприниматься как простой геометрический рисунок, но
будет воспринято как образ «некоего часа»», в который происходит событие.
Толстой показывает нам то, что получается, если этого процесса не происходит.
В чем
же состоит этот процесс? Определенная конфигурация стрелок на циферблате
включает рой представлений, связанных с соответствующим часом, которому
отвечает данная цифра. Пусть это будет, для примера, цифра пять. В таком
случае паше воображение приучено к тому, чтобы в ответ на этот знак приводить на
память картины всяческих событий, происходящих в этот час. Это будет обед,
конец рабочего дня, или час «пик» на метро. Закрывающиеся книжные магазины или
тот особый свет в предсумеречные часы, который не характерен для этого времени
дня... Так или иначе, это будет целый ряд картин (изображений) того, что
происходит в пять часов.
Из всех
этих отдельных картин складывается образ пяти часов.
Предыдущая Следующая