Предыдущая Следующая
И если
мы теперь рассмотрим два рядом поставленных куска, то мы сами в несколько ином свете
увидим их сопоставление. А именно:
Кусок
А, взятый из элементов развертываемой темы, и кусок В, взятый оттуда же, и
сопоставлении рождают тот образ, в котором наиболее ярко воплощено содержание
темы.
Выраженное
в императивной форме, более точно и более оперативно, это положение прозвучит
так:
Изображение
А и изображение В должны быть так выбраны из всех возможных черт внутри
развиваемой темы, должны быть так выисканы, чтобы сопоставление их — именно их,
а не других элементов — вызывало в восприятии и чувствах зрителей наиболее исчерпывающе
полный образ самой темы.
Здесь в
паше рассуждение о монтаже вошло два термина — «изображение» и «образ».
Уточним
то размежевание между ними, которое мы здесь имеем в виду.
Обратимся
к наглядному примеру. Возьмем белый средней величины кружок с гладкой
поверхностью, разделенный по окружности на шестьдесят равностоящих друг от
друга. На каждом пятом делении проставлена порядковая цифра от единицы до
двенадцати включительно. В центре кружка прикреплены две свободно вращающиеся,
заостренные к свободному концу металлические полоски: одна размером в радиус
кружка, другая — несколько короче. Допустим, что более длинная заостренная
полоска упирается свободным концом в цифру двенадцать, а более короткая полоска
своим свободным концом последовательно упирается в цифры I, 2, 3 и т. д. до 12
включительно. Это будет серия последовательных геометрических изображений того
факта, что некие две металлические полоски последовательно находятся по
отношению друг к другу под углами в 30, 60, 90 и т. д. Ш включительно.
Если,
однако, этот кружок снабжен механизмом, равномерно передвигающим металлические
полоски, то геометрический рисунок на его поверхности приобретает уже особое
значение: он не просто изображение, а является уже образом времени.
Предыдущая Следующая