Предыдущая Следующая
Чему же
следовало уделить больше всего внимания, чтобы привести обе крайности в норму?
Следовало
обратиться к тому основному, что в равной степени определяет как «внутри-
кадровое» содержание, так и композиционное сопоставление этих отдельных
содержании между собой, т. е. к содержанию целого, общего, объединяющего.
Одна
крайность состояла в увлечении вопросами техники объединения (методы монтажа),
другая — объединяемыми элементами (содержание кадра).
Следовало
больше заняться вопросом самой природы этого объединяющего начала. Того именно
начала, которое для каждой вещи в равной мере родит как содержание кадра, так
и то содержание, которое раскрывается через то или иное сопоставление этих
кадров.
Но для
этого сразу же надо было обратить исследовательский интерес не в сторону парадоксальны
х случаев, где это целое, общее и конечное не предусмотрено, а неожиданно
возникает. Следовало бы обратиться к случаям, когда куски не только не
безотносительны друг к другу, но, когда само конечное, общее, целое не только
предусмотрено, оно самое предопределяет как элементы, так и условия их
сопоставления. Это будут случаи нормальные, общепринятые и
общераспространенные. В них это целое совершенно так же будет возникать, как
энское третье-», но полная картина того, как определяются и кадр и монтаж —
содержание того и другого, будет нагляднее и отчетливее. И такие случаи как раз
окажутся типическими для кинематографа.
При
таком рассмотрении монтажа как кадры, так и их сопоставление оказываются в правильном
взаимоотношении. Мало того, сама природа монтажа не только не отрывается от
принципов реалистического письма фильма, но действует как одно из наиболее
последовательных п закономерных средств реалистического раскрытия содержания.
Действительно,
что мы имеем при таком понимании монтажа? В этом случае каждый монтажный кусок
существует уже не как нечто безотносительное, а являет собой некое частное
изображение единой общей темы, которая в равной мере пронизывает все эти куски.
Сопоставление подобных частных деталей в определенном строе монтажа вызывает к
жизни, заставляет возникнуть в восприятии то общее, что породило каждое отдельное
и связывает их между собой в целое, а именно — в гот обобщенный об раз, в
котором автор, а за ним и зритель переживают данную тему.
Предыдущая Следующая