Предыдущая Следующая
В чем
же заключалось то упущение, которое мы делали, когда в свое время сами впервые
указывали на несомненную важность отмеченного явления для понимания и освоения
монтажа? Что было верного и что неверного в энтузиазме наших тогдашних утверждений?
Верным
оставался и на сегодня остается факт, что сопоставление двух монтажных кусков
больше похоже не на сумму их, а на произведен и е. На произведение — в отличие
от суммы — оно походит тем, что результат сопоставления качественно
(измерением, если хотите степенью) всегда отличается от каждого слагающего элемента,
взятого в отдельности. Женщина, если вернуться к нашему примеру, — изображение;
черный наряд на женщине — изображение, и оба предметно изобрази мы. Вдова же,
возникающая из составления обоих изображений, уже предметно не изобразимое,
новое представление, новое понятие, новый образ.
А в чем
состоял «загиб» тогдашнего обращения с этим неоспоримым явлением?
Ошибка
была в акценте, главным образом на возможностях сопоставления при ослабленном
акценте исследовательского внимания к вопросу матери а слов сопоставления.
Мои
критики не преминули изобразить это как ослабление интереса к самому содержанию
кусков, смешав исследовательскую заинтересованность определенной областью и
стороной проблемы отношением самого исследователя к изображаема
действительности.
Оставляю
это на их совести.
Думаю,
что дело здесь в том, что я был племен в первую очередь чертой безотносительности
кусков, которые тем не менее и часто вопреки себе, сопоставляясь по воле
монтажера, рождали «некое третье» и становились соотносительными.
Меня
пленяли, таким образом, возможности нетипические в условиях нормального
кинопостроения
и кинокомпозиции.
Оперируя
в первую очередь таким материалом и такими случаями, естественно было
задумываться больше всего над возможностью сопоставлений. Меньше аналитического
внимания уделялось самой природе сопоставляемых кусков. Впрочем и этого одного
также было бы недостаточно. Это внимание только к «Внутрикадровому» содержанию
привело на практике к захирению монтажа со всеми отсюда вытекающими
последствиями.
Предыдущая Следующая