Предыдущая Следующая
Тем или
иным путем ряд представлении укладывается в восприятие, в сознание, в целостный
образ, в который складываются отдельные элементы.
Мы
видели, что в запоминании есть два очень существенных этапа: первый — это
становление образа, а второй результат этого становления и значение его для
запоминания. При этом для памяти важно уделять как можно меньше внимания
первому этапу и как можно скорее, пройдя через процесс становления, достигнуть
результата. Такова жизненная практика в отличие от практики искусства. Ибо,
переходя отсюда в область искусства, мы видим отчетливое смещение акцента.
Естественно, добиваясь результата, произведение искусства, однако, всю
изощренность своих методов обращает на процесс.
Произведение
искусства, понимаемое динамически, и есть процесс становления образов о
чувствах и разуме зрителя. В этом особенность подлинно живого произведения
искусства и отличие его от мертвенного, где зрителю сообщают изображенные
результаты некоторого протекшего процесса творчества, вместо того чтобы
вовлекать его в протекающий процесс.
Это
условие оправдывает себя всюду и всегда, какой бы области искусства мы ни коснулись.
Совершенно так же живая игра актера строится на том, что он не изображает скопированные
результаты чувств, а заставляет чувства возникать, развиваться, переходить в
другие — жить перед зрителем.
Поэтому
образ сцены, эпизода, произведения и т.п. существует не как готовая данность должен
возникать, развертываться.
Совершенно
так же и характер, чтобы производить действительно живое впечатление, должен
складываться для зрителя по ходу действия, а не являться заводной фигуркой заданной
характеристикой.
Для
драмы особенно важно, чтобы ход событий не только складывал представления о
характере, но еще и складывал, «образовывал» самый характер.
Следовательно,
уже в методе создания образов произведение искусства должно воспроизводить тот
процесс, посредством которого в самой жизни складываются новые образы в
сознании и в чувствах человека.
Предыдущая Следующая