Предыдущая Следующая
идет не об единичном объекте, а
об образе целого явления, слагающегося совершенно тем же путем.
Этим
примером будет один замечательный «монтажный лист». Здесь из нагромождения
частичных деталей и изображений перед нами ощутимо вырастает образ. Пример интересен
тем, что это не законченное литературное произведение, а запись великого
мастера, в которой он сам для себя хотел закрепить вставшие перед ним видения
«Потопа».
«Монтажный
лист», о котором я говорю, — это запись Леонардо да-Винчи о том, как следует в
живописи изображать потоп. Я выбираю именно этот отрывок, так как в нем особенно
ярко представлена звукозрительная картина потопа, что в руках живописца особенно
неожиданно и вместе с тем наглядно и впечатляюще.
Пусть
будет видно, как темный и туманный воздух потрясается дуновением различных
ветров, пронизанных постоянным дождем и градом и несущих то здесь, то там
бесчисленное множество вещей, которые сорваны с деревьев вместе с бесчисленными
листьями.
Кругом — старые деревья,
вырванные с корнем и разбитые яростью ветра.
Виднеются
остатки гор, размытых потоками, — остатки, которые обрушиваются
в них и загромождают долины.
Эти
потоки с шумным клокотанием разливаются и затопляют обширные пространства с их
населением
На
вершинах многих гор могут быть заметны различные виды собравшихся вместе
животных, испуганных и укрощенных
в обществе сбежавшихся людей, мужчин и женщин с детьми.
По
полям, покрытым водою, носятся в волнах столы, кровати, лодки и разные
приспособления, сделанные в минуту нужды и страха смерти.
На всех
этих вещах — женщины, мужчины, дети с воплем и плачем, обезумевшие от
неистового ветра, который своими бурными порывами вздувает и волнует воды
вместе с телами утопленников.
И нет
предмета (более легкого, чем вода), на котором не собрались бы различные
животные, примиренные между собою и стоящие вместе с испуганной толпой — волки,
лисицы, змеи и другие породы, спасающиеся от смерти.
Предыдущая Следующая