Предыдущая Следующая
В этом
случае монтаж лишь следует искать в другом, а именно... в самой игре актера. О
том, насколько «монтажен» принцип его «внутренней» техники, мы скажем дальше.
Сейчас же уместно предоставить слово по этому вопросу одному из крупнейших
артистов театра и экрана Джорджу Арлиссу. В своей автобиографии он пишет:
«...Я
всегда думал, что для кино следует играть преувеличенно, но я увидел, что самоограничение
есть то самое главное, чему должен научиться актер при переходе от 1еатра к
кино. Искусство самоограничения и намека на экране есть то, что может быть в
полноте изучено наблюдением игры неподражаемого Чарли Чаплина...»
Подчеркнутому
изображению (преувеличению) Арлисс противопоставляет самоограничение. Степень
этого самоограничения он видит в сведении действия к намеку. Не только преувеличенное
изображение действия, но даже изображение действия целиком он отвергает. Вместо
этого он рекомендует намек. Но что такое * намек», как не элемент, деталь
действия, как не такой «крупный план» его, который в сопоставлении с другими
служит определители для целого фрагмента действия? И слитный действенный кусок
игры, таким образом, по Арлиссу, есть не что иное, как сопоставление подобных
определяющих крупных планов; сочетаясь, они родят образ содержания игры, в
отличие от изображения этого содержания. и
согласно этому и игра актера может быть изобразительно-плоской или подлинно
образной в зависимости от метода, которым актер строит свое действие. Пусть
игра будет снята с одной точки, тем не менее — в благополучном случае — сама
она будет «монтажной».
О
приведенных выше примерах монтажа можно было бы сказать, что второй из них
(Октябрь») все же не рядовой пример монтажа, а первый (Мопассан) иллюстрирует
только тот случай, когда один и тот же объект взят с разных точек и в разных
приближениях.
Приведем
еще пример, уже типичный для кинематографа и вместе с тем такой, где дело
Предыдущая Следующая