Предыдущая Следующая
Видны
стада животных—лошадей, быков, коз, овец, уже окруженных водою, оставшихся,
как на островке, на вершинах высоких гор и жмущихся друг к другу.
Те из
них, которые находятся посредине, карабкаются наверх друг через друга, вступая
в ожесточенную борьбу. Многие умирают от недостатка пищи.
И уже
птицы стали садиться на людей и других животных, не находя более открытого
места, которое не было бы занято живыми существами.
И уже
голод — орудие смерти — отнял жизнь у многих животных, и в то же время мертвые
тела, подвергшись брожению, поднимаются из глубины водных пучин на поверхность
и, ударяясь друг о друга между бьющимися волнами, подобно наполненным воздухом
шарам, отскакивают от места своего удара и ложатся на трупы только что умерших.
И над
этими проклятиями — воздух, покрытый темными тучами, которые раздираются
змеевидным полетом неистовых небесных стрел, сверкающих то здесь, то там в
глубинах мрака...».
Это
описание задумано не в форме поэмы или литературного наброска. Пеладан—издатель
французского перевода «Трактата о живописи» Леонардо да-Винчи — видит в этом
описании неосуществленный проект картины, которая была бы непревзойденным
«шедевром пейзажа и стихийной борьбы сил природы». Тем не менее эта запись не
хаотична и проведена по признакам, свойственным скорее даже «временным»
искусствам, нежели пространственным.
Не
разбираясь в структуре этого замечательного «монтажного листа», обратим внимание
на то, что описание следует совершенно определенному движению. При этом ход
этого движения никак не случаен. Движение это идет по определенному порядку и
затем в аналогичном строгом обратном порядке возвращается назад к тем же самым
исходным явлениям. Начинаясь описанием небес, картина замыкается таким же
описанием. В центре — группа людей, их переживания; развитие сцены от небес к
людям и от людей обратно к небу идет через группы зверей. Наиболее крупные
детали («крупные планы») встречаются в центре, в кульминации описания (стиснутые,
искусанные до крови руки со скрещенными пальцами и т. д.). Совершенно явно
проступают элементы, типичные для монтажной композиции.
Предыдущая Следующая