Предыдущая Следующая
Допустим,
что для характера нашего растратчика типичной чертой окажется боязнь общественного
мнения. Тогда его пугают в первую очередь не столько угрызения совести, чувство виновности или будущие
тяготы тюремного заключения, сколько то, что скажут люди и т. п,
В этом
случае перед человеком, лопавшим в такое положение, будут в первую очередь
рисоваться страшные последствия растраты именно в этом направлении.
Именно
они, именно их сочетание станет приводить человека к той степени отчаяния, при
которой он прибегает к роковому концу.
В
реальной действительности именно так и происходит. Испуг перед сознанием
ответственности лихорадочно начнет рисовать картины последствий. И совокупность
этих картин, обратно воздействуя на чувства, будет усиливать их еще больше, доводя
растратчика до предельны степеней ужаса и отчаяния.
Совершенно
таков же процесс, которым актер станет приводить себя в то же самое состояние
в условиях театральной действительности. Разница заключается только в том, что
здесь он произвольно заставит свою фантазию рисовать себе те же самые картины
последствий, которые в реальной действительности фантазия рисовала бы сама и
непроизвольно.
Как
привести фантазию к тому, чтобы она делала это же по поводу воображаемых и
предполагаемых обстоятельств, не входит сейчас в задачи моего изложения. Я
описываю процесс с того момента, когда фантазия уже рисует необходимое по
ситуации. Заставлять себя чувствовать и переживать эти предвидимые последствия
актеру не придется. Чувство и переживание, как и вытекающие из них действия,
возникнут сами, вызванные к жизни теми картинами, которые перед ним нарисовала
его фантазия. Живое чувство будет вызвано самими картинами, совокупностью этих
картин и их сопоставлением. Ища подобных путей к тому, чтобы возникло нужное
чувство, я нарисую перед собой бесчисленное множество ситуаций и картин, где в
разных аспектах будет проступать та же тема.
Предыдущая Следующая