Предыдущая Следующая
Пусть
целый ряд этих сиен постепенно ведет растратчика к попытке застрелиться, и
актеру нужно проиграть последний фрагмент сцены, когда в нем созревает сознание
того, что остался только один исход — самоубийство, и его рука начнет почти
автоматически, не глядя, шарить по ящикам письменного стола в поисках
браунинга...
Я
думаю, что сегодня вряд ли найдется культурный актер, который стал бы в этой
сцене «играть чувство»» человека перед самоубийством. И каждый из нас, вместо
того чтобы пыжиться и выдумывать, что ему здесь делать, поступит иначе. Он
заставит соответствующее самочувствие и соответствующее чувство охватить себя.
И верно почувствованное состояние, ощущение, переживание немедленно «проступит»
в верных и эмоционально-правильных движениях, действиях, поступках. Так
находятся отправные элементы правильного поведения, правильного в том смысле,
что оно соответствует подлинно пережитому ощущению чувства.
Последующая
стадия работы заключается в композиционной разработке этих элементов, очистке
их от попутного и случайного, в доведении этих предпосылок до предельной
степени выразительности. Такова последующая стадия. Но нас сейчас занимает
предыдущая стадия этого процесса.
Нас
интересует та часть этого процесса, в которой происходит охват актера чувством.
Как это достигается и «как это делается»? Мы уже сказали, что пыжиться, изображая
чувство, мы не будем. Вместо этого мы пойдем по общеизвестному и почти
общеупотребительному пути.
Он
состоит в том, что мы свою фантазию заставляем рисовать перед нами ряд конкретных
картин или ситуаций, соответствующих нашей теме. Совокупность этих воображаемых
картин вызывает в нас ответную искомую эмоцию, чувство, ощущение, переживание.
При этом материал этих картин, рисуемых фантазией, будет совершенно различен в
зависимости от того, каковы особенности образа и характера того человека,
которого именно сейчас играет актер.
Предыдущая Следующая