Предыдущая Следующая
и у двери другой половичок...
Соседняя дверь открывается. Какие-то новые люди подозрительно и любопытно
смотрят из-за двери. К ним жмутся дети: они инстинктивно пугаются моего вида.
Снизу, задрав нос из-под кривых очков, неодобрительно глядит из пролета лестницы
старый швейцар, который меня еще помнит по прежним временам... Три-четыре пожелтевших
письма на мое имя, пришедшие до того, как мой позор стал общеизвестным... В
кармане звенят две-три монеты... А затем — двери бывших знакомых закрываются
перед моим носом... Ноги робко поднимают меня по лестнице к бывшему другу и, не
доходя двух ступенек, сворачивают обратно. Поспешно поднятый воротник
прохожего, который узнал меня, и т. д.
Так
примерно выглядит честная запись того, что роится и мелькает в сознании и чувствах,
когда как режиссер или как актер я эмоционально охватываю предложенную
ситуацию.
Мысленно
поставив себя в первую ситуацию, мысленно же пройдя через вторую, проделав это
же еще с двумя-тремя аналогичными ситуациями других оттенков, я постепенно
прихожу в реальное ощущение того, что меня ожидает впереди, и отсюда — к
переживанию безысходности и трагичности того положения, в котором я нахожусь
сейчас. Сопоставление деталей первой ситуации родит один оттенок этого чувства.
Сопоставление деталей второй ситуации — другой. Оттенок чувства складывается с
оттенком, и из трех-четырех оттенков уже вырастает в полноте образ
безысходности, неразрывной с острым эмоциональным переживанием самого чувства
этой безысходности.
Так, не
пыжась играть самое чувство, удается вызвать его путем набора и сопоставления
сознательно подбираемых деталей и ситуаций.
Здесь
совершенно неважно, совпадает или не совпадает описание этого процесса, каким я
его дал выше, по всем своим оттенкам с существующими школами актерской техники.
Здесь важно то, что этап, подобный тому, который я описываю выше, неизбежно
существует на путях формирования и усиления эмоций, будь то в жизни, будь то в
технике творческого процесса. В этом может нас убедить малейшее самонаблюдение
как в условиях творчества, так и в обстановке реальной жизни.
Предыдущая Следующая