Предыдущая Следующая
При
этом важно, что творческая техника воссоздает процесс таким, каким он протекает
в жизни применительно к тем особым обстоятельствам, которые перед ним ставит
искусство.
Совершенно
очевидно, что мы здесь имеем дело никак не со всей системой актерской техники,
а только с одним лишь ее звеном.
Мы
здесь, например, совсем не коснулись природы самой фантазии, техники ее «разогревания»
или того процесса, которым нашей фантазии удается рисовать нужные по теме картины.
Недостаток места не дает возможности рассмотреть эти звенья, хотя и их разбор
не в меньшей степени подтверждает правильность наших утверждений. Однако
ограничимся пока только этим, но будем твердо помнить, что разбираемое звено
процесса занимает в технике актера не больше места... чем монтаж в системе
выразительных средств кинематографа. Правда, — и не меньше.
Но...
позвольте, чем же обрисованная выше картина из области внутренней техники
актера практически и принципиально по методу отличается от того, что мы
расшифровали выше, как самую суть кинематографического монтажа? Отличие здесь в
сфере приложения, но не в сущности метода.
Здесь
речь идет о том, как заставить возникнуть живому чувству и переживанию внутри
актера.
Там
речь шла о том, как заставить эмоционально переживаемый образ возникать в чувствах
зрителя.
Как
здесь, так и там из статических элементов данных придуманных и из сопоставления
их друг с другом рождается динамически возникающая эмоция, динамически
возникающий
образ.
Как мы
видим, все это принципиально ничем не отличается от того, что делает кинематографический
монтаж: мы видим то же самое острое конкретизирование темы чувства определяющие
детали и ответный эффект сопоставления деталей, уже вызывающий самое чувство.
Что же
касается самой природы этих слагающих «видений» перед «духовным взором» актера,
то по пластическому (или звуковому) своему облику они совершенно однородны с
теми особенностями, которыми отличаются кинокадры. Недаром мы выше называли эти
«видения» фрагментами и деталями, понимая под этим отдельные картины, взятые не
в целом, а в своих решающих и определяющих частностях. Ибо если мы вчитаемся в
ту, почти автоматическую запись наших «видений», которую мы постарались
зафиксировать с фотографической точностью психологического документа, то мы
увидим, что сами эти «картинки» так же последовательно кинематографичны, как
разные планы, как разные размеры, как разные вырезы в монтажных кусках.
Предыдущая Следующая