Предыдущая Следующая
Действительно,
один кусок — это прежде всего отворачивающаяся спина, т. е. явный «вырез» из
фигуры. Две головы с выпученными глазами, глядящие в упор, в отличие от опушенных
ресниц, откуда украдкой уголком глаза за мной следит соседка, -- явная разница
размера кадров. В другом месте это явные «крупные планы» новой таблички на
дверях и трех конвертов. Или по другому ряду: звуковой общий план шепчущихся
посетителей зала суда I отличие от крупного плана звука нескольких монет,
звенящих у меня в кармане, и т. д. ит. п. Умозрительный «объектив» также
работает по-разному — укрупненными или уменьшенными планами; он поступает
совершенно так же, как это делает кинообъектив, вырезывающий «слагающие
изображения» строгой рамкой кинокадров. Достаточно поставить номера перед
каждым из вышеприведенных фрагментов, для того чтобы получить типично-монтажное
построение.
Таким
образом окажется раскрытым и секрет того, как в действительности создаются
монтажные листы, по-настоящему эмоционально увлекательные, а не горохом
сыплющие одурь смены крупных, средних и общих планов!
Основная
закономерность метода остается верной для обеих областей. Задача состоит в том,
чтобы, творчески разложив тему в определяющие изображения, затем эти
изображения в их сочетании заставить вызывать к жизни исходный образ темы.
Процесс возникновения этого образа у воспринимающего неразрывен с переживанием
темы его содержания. Совершенно так же неразрывен с таким же острым
переживанием и труд режиссера, когда он пишет свой монтажный лист. Ибо только
подобный путь единственно способен подсказать ему решающие изображения, через
которые действительно и засверкает в восприятии цельность образа темы.
В этом
секрет той эмоциональности изложения (в отличие от протокольности информации),
о которой мы говорили вначале и которая так же свойственна живой игре актера,
как и живому монтажному кинематографу.
Предыдущая Следующая