Предыдущая Следующая
ГОРЬКИЙ ОБ ОБРАЗЕ
Горький
писал, что «литературные типы создаются по законам абстракции и конкретизации,
т. е. «абстрагируются» — выделяются характерные подвиги многих героев, затем
эти черты «конкретизируются» — обобщаются в виде одного героя, скажем Геркулеса
или рязанского мужика Ильи Муромца; выделяются черты наиболее естественные в
каждом купце, дворянине, мужике и обобщаются в лице одного купца, дворянина,
мужика, таким образом получаем «литературный тип». Этим примером созданы типы
Фауста, Гамлета, Дон-Кихота; и также Лев Толстой написал кроткого «богом
убитого» Платона Каратаева; Достоевский — различных карамазовых и свидригайловых;
Гончаров — Обломова и т. д.
Таких
людей, каковы перечисленные, в жизни не было; были и есть подобные им, гораздо
более мелкие, менее цельные, и вот из них — мелких, как башни или колокольни из
кирпичей, художники слова додумали, «вымыслили» обобщающие типы людей —
нарицательные типы. Всякого лгуна мы уже называем Хлестаков, подхалима —
Молчалин, лицемера — Тартюф, ревнивца — Отелло и т. д.».
Вот что
говорил Горький о создании художественного образа.
ОБРАЗЫ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ
Мы
должны добавить, что художник, умеющий создавать обобщенные художественные
образы, должен уметь рассказывать об образах величайших людей истории и
современности, в которых сконцентрированы лучшие качества
человечества; художник должен
уметь образы гениев человечества доводить до зрителя и читателя с максимальной
правдивостью, яркостью, жизненностью (примером подобной задачи могут служить
кинокартины о Ленине).
ВАША ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Создание
художественных образов требует от драматурга таланта, глубокого знания жизни и
литературы, всестороннего изучения людей, виртуозного владения техникой своего
искусства — большого, кропотливого труда. Вот почему бывают произведения, в
которых идеи и темы актуальны, а образы бледны, невыразительны — такие пьесы и
кинокартины не являются произведениями искусства.
Предыдущая Следующая