Предыдущая Следующая
Задача
передо мной стояла очень сложная: движение сцены должно было быть чрезвычайно
быстрое, разнообразное и вместе с тем нужно было не просто показать беспорядочную
кучу людей, случайно столкнувшихся, а организовать кадр, сделать его
выразительным. План был общим, но довольно близким, поэтому почти каждого
участника сцены было видно.
Внутри
этого кадра происходит сильное движение — борьба полицейских с рабочими;
полицейские арестовывают рабочих, бьют их, тащат за собой. Вместе с тем этот
кусок сцены происходит в центре толпы и поэтому важно было, чтобы края кадра
резали фигуры, в кадр попадали в нижней его части только головы, а в верхней
части только ноги. Важно было, чтобы за ближайшими пределами кадра тоже было
организовано движение, чтобы чувствовалось, что то, что видно в кадре, является
частью подобного же, но более широкого движения. Вот почему здесь выделены эти
овальные группы, со всех сторон окружающие кадр, группы, которые в общем
показывали массу.
Если вы
сразу заставите всех людей двигаться по одному сигналу, но не организуете их
движения точно по нужным направлениям, то в съемке у вас через мгновение кадр
либо окажется пустым, либо все движение сконцентрируется в одном углу кадра.
Поэтому внутри групп, обрамляющих кадр, движение построено таким образом,
чтобы в течение определенного времени кадр все время был заполнен. Стрелками
указаны направления и обозначена задача каждой группы.
При исследовании
этой схемы видно, что все движения построены таким образом, чтобы каждое
освобождаемое какой-либо группой место сейчас же заполнялось новыми людьми,
движущимися в соответствующем направлении. При построении такой сцены
необходимо, чтобы каждая группа, получив задание делать что-либо и двигаться по
определенному направлению, точно выполняла только это задание.
КОММЕНТАРИИ К СХЕМЕ №2
Мизансцена
кадра № 557.
Из
эпизода разгона демонстрации в фильме «Дезертир».
Предыдущая Следующая