Предыдущая Следующая
Пример «Пате» оказался заразительным. Фирма «Гомон» реорганизуется и превращается в акционерное общество, финансируемое «Французско-швейцарским банком» и группой промышленников из Эльзаса. С «Пате» довольно успешно конкурировала и студия «Эклер» с филиалами в Италии и Германии.
Переход к массовому промышленному способу производства фильмов неминуемо должен был повлечь за собой изменения в системе проката. А это означало ликвидацию ярмарочного кино. Ярмарочные предприниматели покупали копии фильмов и показывали их до полного износа пленки. Они имели также право перепродавать копии по своему усмотрению. Но в борьбе со своими конкурентами Шарль Пате, используя свои производственные преимущества и опираясь на поддержку нескольких связанных с ним кинофирм, первым вводит в 1907 г. новую систему снабжения фильмами. Вместо свободной продажи он отдает их владельцам кинотеатров в прокат, то есть во временно пользование. Мало того, фирма «Пате» начала высылать на ярмарки своих киномехаников, строить свои удобные кинозалы. А отсюда – только один шаг до постоянных кинотеатров. Прокатная система уже существовала в Англии, но там этому способствовала широко развитая сеть кинотеатров. Во Франции же дела обстояли несколько хуже: в частности, в Париже к 1905 году насчитывалось всего около 80 кинотеатров.
Все возрастающее производство фильмов не могло не обратиться в поисках сюжетов к такому богатейшему источнику как литература. До поры до времени эти пиратские налеты не волновали писателей и драматургов, но когда на афишах кинотеатров им пришлось читать название собственных пьес или романов, в них не могло не заговорить авторское чувство и, естественно, появилось желание получить соответствующий гонорар.
Защищать авторские интересы взялся известный французский юрист Бенуа Леви, сумевший доказать право авторов на получение гонорара с кинофирм за экранизацию их произведений.
В результате этого процесса возникло «Общество авторов и литераторов» (ССАЖЛ), которое возглавил драматург П. Декурсель. Художественным руководителем и режиссером фирмы ССАЖЛ был актер Альбер Капеллани. Фильмы снимались в павильонах студии «Пате», которая по договору получила право их проката. Марка фирмы обязывала их владельцев заботиться о качестве продукции. Первым фильмом вновь созданного общества была экранизация «Арлезианки» А. Додэ, за которой последовала «Западня» Э. Золя и «Король веселится» В. Гюго. Используя для экранизации имена крупнейших писателей и драматургов прошлого и настоящего, нельзя было относиться к ним также бесцеремонно, как это имело место в прошлом.
Предыдущая Следующая
Ссылки на дружественные сайты: