Предыдущая Следующая
Отметим еще, что, хотя в фильме и есть кое-какие забавные реплики, знание языков — немецкого, французского и английского, звучащих с экрана, — не обязательно. Все герои говорят на своем языке — французы, немцы, англичане. В фильме все понятно и без перевода. Это особая «детскость», которая придает картине Жерара Ури особый колорит. Она доходит быстро, прямо, но при этом никто не скажет, что его превратили в дурака. Несмотря на водевильно-фарсовый стиль, в фильме нет вульгарности и пошлых шуток. Это действительно фильм «для всех» — и для детей и для зрителя преклонного возраста. Таким свойством обладает только сказка. Прекрасная цветная фотография, красота пейзажей Бургундии и ее старинных городов придают фильму некий «туристический» оттенок, но он тоже в стиле жанра этого фильма.
Был такой фильм — «Через Париж». Там Бурвиль играл почти такую же роль. Но в старой картине Отан-Лара (1956) было много жестокости, горечи и гнева. В фильме Ури, по сюжету сходном, есть смех, много теплоты и еще больше легковесности. На большее этот фильм и не претендовал.
Сегодня трудности Жерара Ури состоят в том, чтобы не повторяться, не сделать фильм, похожий на «Разиню» или на «Большую прогулку» — так, по крайней мере, определяет свои задачи сам режиссер. При этом нужно не только сохранить, но и развить дальше найденный прием смешения жанров. Режиссеру пришлось немало потрудиться, чтобы написать сценарий фильма «Мозг», отвечающий этим условиям. Говорят, что есть счастливые режиссеры, которые всегда работают с вдохновением, видимо, Жерар Ури относится к этой категории.
Интрига фильма незатейлива — ограбление поезда, перевозящего натовскую кассу из Парижа в Бельгию. Безусловно, ограбление осуществляется самыми современными средствами и с большой изобретательностью.
Во главе шайки гангстеров стоит человек со столь большим и мощным мозгом, что у него даже голова прямо не держится — она все время от тяжести мозга склоняется вбок, что, кстати, и служит полиции главной приметой для опознания Мозга. Этот профессор уголовного мира предусмотрел все, кроме тех нелепых случайностей, которые любит подсовывать людям реальная жизнь. Из-за случайностей украденная касса в конце концов никому не достается, улетая по ветру в море. «Преступление не оправдывает себя» — такой вывод должен сделать зритель, и как бы наивен этот вывод ни был сам по себе, он на фоне других детективов, полных насилий и жестокости, делает позицию автора фильма достаточно позитивной.
Предыдущая Следующая
Ссылки на дружественные сайты: