Предыдущая Следующая
Считаете ли вы, что тот или иной тип культурного сознания (национального, религиозного и т. д.) может больше благоприятствовать развитию киноискусства, нежели другой?
Нет. Вообще, это очень сложный вопрос, и его обсуждение требует гораздо большего, чем здесь, пространства и времени. Я убежден, что кинематограф — наследник концепции монотеизма и в особенности христианской теории Образа. Но когда кино уже создано, оно существует для всех и дарит наслаждение всем — поскольку отвечает одной из базовых потребностей человека. Художники из любой страны мира могут, опираясь на свое культурное наследие, создавать уникальные произведения киноискусства. Зритель должен осознавать один-единственный факт: кино — не только форма массового развлечения, кино — это также искусство. И сами художники, и журналисты, и другие деятели культуры (включая учителей и преподавателей на всех уровнях системы образования) должны постоянно напоминать об этом обществу.
Считаете ли вы, что гипертрофированное развитие масс-медиа разрушает культ звезд? Или же он просто принимает какие-то новые, пока неведомые формы?
«Система кинозвезд» еще никогда не была столь сильной, как сейчас. Если сам по себе кинематограф стал играть меньшую роль в создании звезд, то это только потому, что кино уже давно не является главной движущей силой массового воображения. Индустриальный сегмент кинематографа работает теперь как часть более значительных медийных процессов. И поскольку эти процессы все более глобализируются, звезды должны становиться все более интернациональными, что, конечно, уменьшает возможности для возникновения местных или национальных звезд. Так будет продолжаться и впредь.
Сохраняет ли классическое базеновское деление кинематографа на «люмьеровскую» и «мельесовскую» линии свою актуальность — хоть в какой-то мере?
Духовный наследник Базена Франсуа Трюффо очень скоро и очень ясно показал, что четкого деления на «люмьеровское» и «мельесовское» кино не существует. Эти два имени только помогают сформулировать место кино между не существующими в действительности, но теоретически важными точками: «чистой регистрацией реальности» и «чисто рукотворными репрезентациями». Весь кинематограф находился и находится между этими двумя точками; а в нашу эпоху виртуальной реальности эта базеновская оппозиция стала лишь еще более значимой.
Предыдущая Следующая
Ссылки на дружественные сайты: