Предыдущая Следующая
Претерпела ли какое-либо фундаментальное изменение в связи с развитием новых технологий классическая киноонтология (монтаж как творение новой реальности и новых смыслов, ракурс и крупный план как моральные категории, глубина кадра и длина плана как гаранты достоверности и т. д.)?
Я бы сказал, что кино претерпело значительные изменения в связи с развитием новых технологий, но не по тем причинам, которые вы приводите. Еще я бы очень осторожно относился к понятиям «фундаментальный» и «онтология». Кинематограф должен переформулировать свое собственное определение, сделать его более точным, учесть новые обстоятельства и понять свое место в ряду телевидения, видео-арта, видеоигр и т. д. «Монтаж как творение новой реальности и новых смыслов, ракурс и крупный план как моральные категории, глубина кадра и длина плана как гаранты достоверности» были актуальными проблемами кинематографа в течение десятилетий, остаются таковыми сейчас и никуда не денутся в будущем. Истинными художниками кино будут использоваться, пусть и по-новому, только те технические приемы, которые имеют смысл и художественную силу. Другие кинематографисты будут удовлетворяться трюками, как это было всегда, с самого появления кино.
Считаете ли вы, что уже в ближайшее время реальные съемки фильма приобретут значение «подготовительного периода» к стадии постпродакшн, на которой актеры будут встраиваться в интерьеры и т. д.? Эра «реального», лишенного спецэффектов кино уходит в прошлое бесповоротно, или это лишь виток развития?
Я не могу дать прямого — положительного или отрицательного — ответа на этот вопрос. В сугубо профессиональном смысле баланс между съемками и постпродукцией, конечно, изменился, и этот процесс еще далеко не завершен. Более того, наше представление о том, что именно в мире аудиовизуальных жанров является кинематографом, а что им не является, тоже будет постепенно изменяться — «по ходу дела». Наблюдается выраженная тенденция к использованию в кинематографе виртуальных эффектов, что влияет на некогда очевидную (и тем не менее фальшивую) связь кино с реальностью. Раньше существовал исторически обусловленный «договор» со зрителем о том, как кинематограф изображает эту реальность. Ныне договор приходится пересматривать (это происходит у нас на глазах). Но совсем он все же не исчезнет, поскольку относится к одной из специфических черт кинематографа как такового.
Предыдущая Следующая
Ссылки на дружественные сайты: