Предыдущая Следующая
(или чуть более ранние) времена деревня, крестьянское селение, создали ли
они собственную культуру? Реконструкция ''Поэтики'' условна и скорее
изобличает автора, чем разъясняет Аристотеля.
6
Зато в иную эпоху, эпоху ревнивой государственной религии, безразлично,
христианства или ислама, эпоху тотальной теологии, только и остается, что
связывать комедию с деревней. Высокая комедия давным-давно приказала долго
жить, городская культура тоже, зато, как припоминает Бахтин, ''карнавальная
жизнь продолжалась три месяца в году''. Смех стал явлением народным,
следовательно, прежде всего, деревенским. Кто первый назвал средневековую
атмосферу оскоморошенной? И то: место трагедии было занято отчасти
литургией, отчасти мистерией, а место комедии оставалось свободным и
небезопасным. Неверно полагать ''смеховую культуру'' эпохи тотального
христианства (ключевые слова: праздник, гротеск, карнавал) идентичной
античной комедийной культуре. Средневековая Европа под разными предлогами
устраивала смеховые оргии, по-просту, чтобы глотнуть свободы. Античная
древность, не страдавшая от дефицита свободы, праздновала сатурналии, но
смеяться ? до поры до времени ? предпочитала над Аристофаном, Менандром,
Плавтом, Теренцием. Аристотель неспроста вперемежку рассуждает о жанрах
высоком и низком ? в эпоху, когда Аристофана ставят наравне и вместе с
Софоклом, недолго и перепутать. В средние века этой проблемы не существует,
как не существует и театра. В средние века не смеются, а ржут. Стало быть,
свой главный тезис, раблезианство Аристотеля, Эко просто выдумал, выдумал
неверно, но удачно, подставив за автора подходящего героя, ибо только его,
тезис и мог изобрести средневековый монах. Истинное аристотелево отношение к
комедии, донельзя серьезное, в XIV веке никого, даже церковь, не испугало
бы, ибо карнавал Аристотель не обсуждает, а осуждает, а до возобновления
Предыдущая Следующая
|